"Деловой Петербург". Полисы прописали в сети

Автор фото: Кульгун Андрей

Несмотря на принятие закона, легализующего электронную продажу полисов, страховщики не ожидают бума онлайн–продаж. Мешают этому вводимые законом ограничения по электронной подписи физлиц.

На прошлой неделе Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об электронном страховании, подготовленный Минфином. Согласно закону, полис, проданный через Интернет, должен иметь электронную подпись страховщика, а клиент, в свою очередь, подтверждает согласие заключить договор путем оплаты полиса. Однако также вводится ряд ограничений. Так, при продаже полисов ОСАГО (на этот вид страхования приходится 13,5% сборов страховщиков) через Интернет ставить свою электронную цифровую подпись (ЭЦП) должен не только страховщик, но и страхователь.

Онлайн набирает вес

Онлайн–продажи распространены в таких массовых видах страхования, как страхование выезжающих за рубеж и страхование квартир.
"На долю продаж через Интернет приходится 10% портфеля по автострахованию (каско и ОСАГО). С этого года мы также запустили на сайте продажи полисов страхования туристов, квартир", — говорит руководитель Северо–Западного дивизиона компании "Ренессанс страхование" Владимир Тиняков. Подводить итоги по этим новым направлениям пока рано, но результаты уже первых месяцев отличные, доля договоров, купленных онлайн, приближается к 10% сборов по компании, доволен он.
В СК "Альянс" рассказывают, что недавно запустили интернет–мазагин в Петербурге, пока в нем продаются только страховки для туристов. Вообще, страховщики отмечают, что бум в создании интернет–магазинов начался в 2012 году, и в текущем году все больше игроков начинают развивать свои платформы в сети.

Сводят к нулю

Несмотря на появление специального закона, страховщики не ожидают бурного роста онлайн–продаж полисов. Как отмечают участники рынка, такой лакомый сегмент, как продажа онлайн ОСАГО, не будет интересен его основному потребителю — физлицам из–за требования закона по наличию ЭЦП. В этом плане дистанционное страхование будет актуально лишь для юрлиц, которые уже начали работать со страховщиками без бумаги.
"Законопроект ограничивает виды страхования, в которых возможны электронные продажи, поэтому ждать, что электронное страхование будет массовым и популярным способом приобретения полиса, в ближайшее время не стоит", — говорит заместитель директора филиала САО "Гефест" в Петербурге Сергей Анискин.
Отсутствие ЭЦП у клиента — это главное препятствие для онлайн–продаж. Получение и подключение ЭЦП технически сложно и накладывает ограничения на возможность покупки, например, с гаджета, что составляет сейчас порядка 6% всех продаж онлайн, категорична Светлана Бери, директор департамента маркетинговых коммуникаций компании "АльфаСтрахование".
Реакция рынка будет понятна после того, как будет опубликован текст закона. Важно увидеть, какие именно ограничения останутся. В любом случае для полноценных онлайн–продаж массовых продуктов страховщикам придется значительно изменить другие процессы (документооборот, урегулирование убытков). Как бы там ни было, мы ожидаем ужесточения конкуренции между интернет–площадками самих страховщиков и появления сильных мультибрендовых игроков (агрегаторов). Основной драйвер роста сегмента онлайн–продаж — ОСАГО. Если речь о продаже электронного полиса уже идет, то судьба тарифного коридора еще не решена. Если на рынке ОСАГО появится возможность ценовой конкуренции, мы ожидаем массового перехода клиентов от агентов и других посредников в Интернет.
Юрий Зайцевский
начальник управления телефонных и интернет–продаж СК "Альянс"