Трехмерные технологии

Рынок 3D–печати переживает рост. Этому способствует резкое снижение цен на некогда дорогостоящие 3D–принтеры. Закрепиться на перспективном рынке стремятся и российские производители.

Мировой рынок 3D–принтеров вступил в фазу бурного роста. Уже к 2016 г., по оценке Wohlers Associates, он достигнет $3,1 млрд, а к 2020 г. — $5,2 млрд. Это происходит из–за резкого снижения цен на устройства, вызванного завершением срока действия ряда патентов в области трехмерной печати. Тем временем среди производителей устройств для трехмерной печати появляются и российские.

Путь к массам

Технология трехмерной печати, которая позволяет послойно создавать различные объемные детали из различных материалов, от пластика до стволовых клеток, появилась еще в 1980–х гг. Долгое время она была доступна лишь крупным производителям, так как цена одного устройства начиналась от нескольких десятков тысяч долларов.
Постепенное исчезновение патентных барьеров привело к тому, что на рынке начали появляться устройства, доступные и рядовым потребителями. Этот процесс ускорили энтузиасты, которые стали разрабатывать наборы для самостоятельной сборки 3D–принтеров. В результате самые дешевые устройства сейчас доступны на рынке за $500–3500. Они могут заинтересовать художников, дизайнеров и изобретателей. Печатают такие 3D–принтеры очень медленно, послойно сплавливая специальную пластиковую ленту.
Пользоваться ими сравнительно просто, но на высокую точность воспроизведения рассчитывать не стоит. Более серьезные устройства персонального класса можно купить по цене $7 – 40 тыс. Чаще всего это уменьшенные копии профессиональных принтеров от крупных производителей. От потребительских принтеров они отличаются более высоким качеством и точностью печати. Такие устройства могут заинтересовать представителей малого бизнеса, которым периодически необходимо что–нибудь распечатать в объеме.
Профессиональные принтеры от $30– 750 тыс. могут заинтересовать компании с постоянной потребностью в трехмерной печати. Они отличаются большими размерами, примерно с холодильник, высокой точностью изготовления деталей, но сложностью в обращении. Самый дорогой класс принтеров — производственный. Эти агрегаты стоят от $300 тыс. до $1 млн и позволяют создавать высокоточные детали в промышленных масштабах из самых разных материалов, вплоть до титана. На таких принтерах, в частности, в корпорации General Electric производят детали для авиационных двигателей.

Россия, вперед!

В 2014 г. истекает срок действия патента на технологию выборочного лазерного спекания, которая сейчас используется только в дорогих устройствах. Аналитики уже ждут появления большого количества дешевых китайских устройств, использующих технологию. Этому будут способствовать инвестиции властей КНР в 10 исследовательских центров в области 3D–печати на общую сумму $32 млн.
Производство 3D–принтеров осваивают и российские производители. Пока успеха смогла добиться лишь одна компания — зеленоградское СКБ "Кипарис" (работает под брендом Picaso 3D).
Два года назад компания наладила производство собственных принтеров Picaso 3D Builder, получив от "РОСНАНО" грант в размере 1,2 млн рублей.
Устройства персонального класса продаются по цене 65 – 80 тыс. рублей. Picaso 3D уже обзавелась сетью дистрибьюторов и вышла на самоокупаемость.
"Эти принтеры сейчас одни из самых популярных в своем классе, они дешевле американских и при этом обладают хорошей русскоязычной поддержкой", — рассказал учредитель компании — поставщика решений в сфере трехмерной печати Techno3D Алексей Меркулов (г. Пятигорск).
В России распространяется практика сборки 3D–принтеров на основе общедоступных конструкторов, Подобные устройства под брендом "Хамелеон" производит нижнетагильское ООО "Центр информационных технологий" (37,5 тыс. рублей), а также курская компания Maket–City (44 тыс. рублей). Но такого успеха, как у зеленоградцев, добиться им пока не удалось.
Как признается учредитель Maket–City Павел Пирогов, принтеры он собирает на заказ, скорее как хобби.
"Не все потребители еще знают, для чего нужны 3D–принтеры, и даже если их приобретают, то исключительно, чтобы поиграться", — рассказал Павел Пирогов. Кроме того, по его словам, в России пока не развит рынок расходных материалов. Но он уверен, что ситуация изменится, а потому не исключает, что его хобби все–таки перерастет в бизнес.