"Деловой Петербург". Назло надменному соседу

Автор фото: TREND/Андрей Федоров

Корреспондент dp.ru Артем Члегов - о завершении сделки по продаже акций Tele2 у ВТБ структурами Ковальчука и Мордашова.

На прошлой неделе завершилась сделка по продаже половины акций некогда шведского сотового оператора "Tele2 Россия". Пакет, как и ожидалось, у государственного банка "ВТБ" приобрели структуры одного из учредителей кооператива "Озеро" Юрия Ковальчука совместно с компаниями Алексея Мордашова. Позже к ним вполне может присоединиться и опальный миноритарный акционер "Ростелекома" Константин Малофеев.
Нет сомнений: состоявшаяся сделка в обозримом будущем не последняя. С большой вероятностью можно ожидать целой цепочки операций, которая закончится объединением Tele2 и "Ростелекома". С весны госоператором руководит Сергей Калугин, успевший поработать и в банке "Россия" Юрия Ковальчука, и в "ВТБ Капитал". Сейчас телекоммуникационные компании почти договорились о взаимном использовании своих сетей, что вполне может быть промежуточным этапом грядущего слияния.
Еще несколько лет назад оператор со шведским капиталом Tele2 был живым примером успешных инвестиций западного телекоммуникационного бизнеса в Россию. Компании за короткое время без особых проблем удалось превратиться из небольшого регионального игрока в федерального гиганта. И это при том, что рынок к моменту ее появления был уже поделен между операторами "большой тройки".
Казалось бы, ничто не может остановить дальнейший рост Tele2. Однако кому–то на самом верху такие перспективы показались непатриотичными, и у шведов стали возникать проблемы. Открыто давить их, конечно, никто не стал, как это случилось с МТС в Туркмении. Зачем нарываться на лишний международный скандал? Но доступ к новым технологиям, без которых долго удерживать позиции на рынке невозможно, шведам перекрыли.
Сначала компания "случайно" не выиграла конкурс на право предоставлять услуги по технологии 3G, а затем рассыпались в прах и все ее многочисленные попытки получить разрешение на технологию LTE. Для этого и частот–то новых не требовалось, нужна была лишь политическая воля. Но никто ее демонстрировать не торопился, несмотря на смену министров и президента. Даже и повод для отказа железный нашелся: негоже иностранным компаниям доступ к стратегическим технологиям давать, а то как бы чего не вышло.
В итоге у собственников "Tele2 Россия" осталось лишь два пути: дожидаться, когда компания прекратит существование, растеряв абонентов, либо продать актив, пока он еще ликвиден. Разумеется, не абы кому, а нужным, проверенным и дружественным высшему руководству людям. Естественно, шведы выбрали второй путь.
Мы живем в такое время, когда разбрасываться иностранными инвестициями не принято. На словах это понимают и руководители государства, которые как заведенные твердят о необходимости привлекать иностранный капитал. Но после таких переделов, как с Tele2, пожалуй, единственными иностранными инвесторами вскоре останутся кипрские офшоры. А единственным источником для затыкания бюджетных дыр навсегда — трещащий по швам Пенсионный фонд.