Автоаварии запишут в бюро

Страховщики намерены создать бюро страховых историй по аналогии с банковскими бюро кредитных историй. Сначала бюро будет накапливать данные по автострахованию, на которое приходится львиная доля сборов.

Сегодня Госдума рассмотрит поправки в закон об автогражданской ответственности в части тарифов. При этом участники страхового рынка заранее провели несколько встреч, чтобы обсудить наиболее острые вопросы автострахования. Так, на заседании экспертного совета по страхованию при Службе Банка России по финансовым рынкам было предложено создать бюро страховых историй (БСИ). Эту инициативу поддержал Всероссийский союз страховщиков: предлагается создать бюро на базе автоматизированной информационной системы (АИС), работающей на рынке ОСАГО с января 2013 года, а затем распространить его действие на автокаско и другие виды страхования.

Есть фундамент

"Если страховое сообщество сочтет целесообразным создание бюро страховых историй на базе успешно работающей АИС ОСАГО, РСА готов взять на себя функции по разработке новой системы", — цитирует агентство Прайм слова президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Павла Бунина.
Принцип работы БСИ, скорее всего, будет похож на работу бюро кредитных историй (БКИ) на банковском рынке. Первые такие бюро появились еще в 2005 году. В БКИ хранятся долговые истории физлиц, а также малых предпринимателей. При запросах заемщиков в банк кредитор проверяет их историю кредитования, наличие просрочек, размер текущих долгов. На основе этих данных банк может менять для клиента условия по кредиту.

Долгожданное бюро

Большинство страховщиков создание БСИ восприняли на ура.
"Мы обеими руками за. О необходимости создания такой базы говорится давно, и мы очень надеемся, что при содействии ЦБ РФ этот вопрос будет решен в кратчайшие сроки, — говорит Владислав Анисимов, заместитель директора по партнерским продажам Северо–Западной дирекции ОАО "СК "Альянс". — Что это даст рынку? Он станет более цивилизованным, улучшится страховая культура, снизится уровень страхового мошенничества".
Ведь сейчас клиент, который просрочил кредит, понимает, чем ему это грозит: он может попасть в список недобросовестных плательщиков, фактически для него будет закрыт рынок кредитования. То же самое будет и в страховании — у убыточного клиента не будет возможности просто сменить страховую компанию и начать свою страховую историю с чистого листа, надеется Владислав Анисимов. "Считаю, что бюро будет способствовать более справедливому распределению страховых премий, когда аварийные водители примут на себя большую нагрузку, чем безубыточные клиенты", — добавляет он.
Александр Локтаев, генеральный директор СО "Помощь", согласен, что идея создания БСИ хороша. В первую очередь подобная база интересна по каско — как наиболее распространенному виду страхования. Александр Локтаев к плюсам появления такого бюро относит защиту от мошенничества и адекватную оценку риска при переходе клиента из одной компании в другую, а к минусам — то, что пока неясна обязательность использования БСИ.

Новая встряска

Страховщики отмечают, что, несмотря на пользу создания БСИ для массовых видов страхования, переходный период, без которого не обойтись, внесет в работу много путаницы.
"В частности, несмотря на то что АИС РСА работает уже больше полугода, в системе до сих пор выплывают некорректные данные, и если делать расчет на их основе, то стоимость полиса будет существенно выше, чем на самом деле", — напоминает заместитель директора филиала САО "Гефест" в Петербурге Сергей Анискин.
Впрочем, пока сильной обеспокоенности это не вызывает, ведь обязательный переход на АИС запланирован лишь на июль 2014 года.
"В целом эта идея полезна, но не первостепенна по важности для рынка. Я бы не торопился сейчас объединять в бюро страховых историй клиентов по всем рискам, целесообразнее было бы начать с автострахования, предварительно изучив европейский опыт в этом направлении", — прагматичен вице–президент ОСАО "Ингосстрах" Илья Соломатин. По его мнению, важно определиться и со статусом такого бюро — будет ли оно создано при Банке России, при РСА или в качестве автономного игрока.
По моему мнению, в бюро страховых историй необходимо заносить полные персональные данные водителя, в том числе Ф. И. О, дату рождения, место жительства, дату выдачи водительского удостоверения, а также дату и характер события, краткие сведения о пострадавших и поврежденных объектах, размер ущерба, сведения о виновнике происшествия, наименование страховщика, урегулировавшего событие. Все это позволит повысить транспарентность страхового рынка. Мы поддерживаем создание бюро страховых историй. Например, если реализовать эту идею в автостраховании, это позволит повысить ответственность водителей на дорогах.
Александр Потитов
Заместитель Генерального Директора "Либерти Страхование"
Индивидуальная статистика убыточности позволила бы упростить выявление недобросовестных клиентов. В конечном итоге это будет благоприятно для честных клиентов страховых компаний, поскольку стоимость страхования снизится. Кроме того, при расчете тарифа страховые компании смогут учитывать безубыточность страхования не только в своей компании, но и в целом за всю историю страхования клиента. Станет бессмысленным пытаться сменить страховую компанию в случае повышения тарифа из–за высокой убыточности. Расчет тарифа станет более справедливым — малоубыточные, аккуратные клиенты будут платить существенно меньше, предпочитающие рискованную манеру вождения — больше.
Владимир Тиняков
Руководитель Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование"