"Деловой Петербург". Пятая графа для местного бизнеса

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

После трагических событий в московском Бирюлево в России началась атака на этнический бизнес. В Петербурге первыми под удар попали Софийская овощебаза и Апраксин двор. Больше других может пострадать бизнес азербайджанской диаспоры.

Вчера Законодательное собрание Петербурга с подачи фракции "Единая Россия" приняло обращение к губернатору Георгию Полтавченко с требованием немедленно закрыть Апраксин двор. На месте торговых рядов депутаты предложили создать музейный комплекс, посвященный истории города. "Если не предпринять срочных и решительных мер, то в Петербурге возможно повторение ситуации, которую мы сегодня наблюдаем в московском Бирюлево", — сказано в тексте обращения к губернатору.

Апраксинский халифат

Инициатор обращения депутат Милонов назвал рынок "Апраксиным княжеством, живущим по законам шариата". Его коллега Андрей Анохин заявил, что на территории Апраксина двора находится 900 торговых точек, хозяева которых не платят налогов в городской бюджет. Оборот теневой торговли на этом рынке, по его данным, составляет около $1 млн в месяц.
Инициатива депутатов у собственников и арендаторов Апраксина двора поддержки не нашла. "Люди, которые сейчас говорят о проблемах Апраксина двора, просто не знают, как на самом деле обстоит ситуация. Мне кажется, это просто попытки поднять политический рейтинг, зацепившись за ситуацию в Бирюлево", — полагает Евгений Сумкин, гендиректор ООО "Первый корпус" (владеет торговыми помещениями в Апраксином дворе). "Я работаю здесь уже 20 лет и могу точно сказать, что баранов тут никто не режет и афганцев почти нет. Из представителей этнических диаспор — азербайджанцы и таджики, но они работают с утра до вечера, у них семьи, им просто некогда и незачем заниматься криминалом или дебоширить", — уверяет он. "Мелкооптовой торговли, кроме Апраксина двора, в городе больше нигде нет: всех вытеснили с рынка гипермаркеты. К нам приезжают покупатели из Ленобласти и соседних регионов, мы платим налоги и арендную плату", — настаивает арендатор торговых помещений Алексей Трофимов.
"Фактически в городе сейчас два Апраксиных двора, в той части, которая находится на территории, подконтрольной "Главстрою", действительно не соблюдаются ни санитарные, ни законодательные нормы. Ее закрытие я горячо поддерживаю. Но есть вторая часть — та, на которой арендаторы и собственники действительно стремятся наладить цивилизованную торговлю, которая нужна городу: это налоги, рабочие места. Потенциально эта часть города может стать привлекательной и для туристов", — рассуждает председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
Официальной реакции из Смольного на обращение парламента (почти год назад ситуацию в Апраксином дворе взял под личный контроль вице–губернатор Игорь Дивинский) вчера не последовало.

Национальный бизнес

После резонансного убийства Егора Щербакова уроженцем Азербайджана Орханом Зейналовым в московском Бирюлево начались гонения на бизнес выходцев из этой страны. Симптоматично, что первой под удар в Петербурге попала Софийская овощебаза. Во вторник сотрудники экономической полиции и СОБРа провели обыски в офисах нескольких коммерческих фирм, которые принадлежат азербайджанским предпринимателям и связаны с деятельностью Софийской овощебазы. Официальная версия — проверки связаны с расследованием уголовного дела о незаконной банковской деятельности.
В Петербурге азербайджанская диаспора, которая насчитывает 380 тыс. человек, — одна из самых влиятельных. В отличие от узбекской или таджикской диаспор, члены которых в основном трудятся в качестве наемных работников, представители азербайджанского землячества имеют в Петербурге собственный крупный бизнес. Азербайджанские предприниматели контролируют 80% плодоовощной торговли в Петербурге. Владельцами крупной петербургской сети "Народная семья" (ООО "ТД "Интерторг") являются также выходцы из Азербайджана — Аллахверди и Мушвиг Али Оглы Абдуллаевы. Азербайджанские предприниматели Эльдар Бабаев, Роман Османов и Парвиз Гулиев развивают сеть продуктовых магазинов "Сетка". Глава азербайджанской диаспоры в СПб Вагиф Мамишев руководит группой компаний "Конрад", в которую входят петербургские ОАО "Механический завод", ОАО "Управление механизации — 1", ОАО "Автоарматура", ЗАО "Петровский строитель", ОАО "ЛК "Ликострой" и московское ОАО "Лизинговая компания "Ликострой". Группа "Конрад" занимается оздоровлением петербургского Дома книги.
Показательно, что Вагиф Мамишев был советником губернатора по национальным вопросам при Валентине Матвиенко и сохранил свой пост при Георгии Полтавченко. "Я губернатора видел во вторник, мы в одном самолете возвращались в Петербург. Было время обсудить проблему. Георгий Полтавченко хочет понять ее изнутри, ему не все равно. Скажу одно: не надо нагнетать обстановку. В нашей диаспоре мы всех оповестили о необходимости вести себя особенно корректно в эти дни, чтобы не возникали недоразумения", — заявил dp.ru Вагиф Мамишев. По его данным, через месяц в Смольном состоится расширенное совещание по национальному вопросу с участием диаспор, бизнеса, глав районов, где будут приняты конкретные решения о дальнейшей работе с мигрантами.
"Власти сами создали условия для активного приезда мигрантов, а теперь не знают, что делать. Проблему надо решать не тогда, когда люди уже сошли с самолета или поезда с тремя рублями в кармане, а когда они еще дома. Нужно, чтобы у приезжих было приглашение от работодателя из России, страховка и деньги на жизнь. Как это принято во всем мире", — уверен Вагиф Мамишев.

Южные районы

По данным риелторов, пока "южных" гетто в Петербурге нет, но уже появляются территории, где услышать русскую речь довольно непросто. Как правило, бывшие жители южных республик стараются приобрести или арендовать жилье поближе к месту работы — чаще всего это крупные продовольственно–вещевые рынки. Большей частью такие территории сосредоточены на юге города. "Последний раз мигранты активно освобождали квартиры, когда были введены разрешения на работу. На события в Бирюлево рынок пока не отреагировал", — говорит руководитель отдела аренды АН "АРИН" Татьяна Болбошенко.

Кадры решают все

Помимо этнических бизнесменов пострадать могут и те, кто активно использует труд мигрантов.
"Мы никогда не жаловались на отсутствие внимания со стороны контролирующих органов. Разумеется, оно будет более пристальным, причем больше всего его почувствуют на себе те, у кого с документами все в порядке, — их легче найти", — считает первый заместитель гендиректора компании "Третий парк" Михаил Богданов. Вчера он присутствовал на заседании комиссии под председательством главы комитета по транспорту Александра Воробьева, где перевозчиков призывали сделать все возможное, чтобы в Петербурге не случилось местного Бирюлево. В магазинах Х5 Retail Group ("Пятерочка", "Карусель", "Перекресток") тоже часто проходят проверки документов, связанных с трудоустройством мигрантов. "Мы давно к ним привыкли. Возможно, в связи с последними событиями такие проверки ужесточатся", — сообщили в пресс–службе компании. В сети ресторанов "Теремок" сообщили, что в компании, помимо россиян, работают только граждане Белоруссии и Казахстана, которым не нужно разрешение на работу на территории нашей страны. "Поэтому мы не испытываем никаких неудобств, связанных с трудовыми отношениями с мигрантами", — подчеркивают в компании. "Что касается национальных ресторанов, то в них без представителей тех народов, кухню которых представляет ресторан, никак не обойтись. Но нужно все–таки отличать поваров от тех, кто торгует на рынке. Но вы не представляете, местную уборщицу сложно найти — она или, пьет или ее нет", — говорит Паата Джеладзе, винодел и владелец ресторана грузинской кухни "Эларджи".
"Экономика Петербурга пока обойтись без мигрантов не может, — уверена руководитель исследовательского отдела Леонтьевского центра Нина Одинг. — В одночасье заменить низкоквалифицированный персонал техникой невозможно. К тому же эту технику тоже надо кому–то обслуживать, и главное — техника требует инвестиций. Если компания не потратилась на модернизацию в период тучных годов, то тем более трудно представить, что это будет сделано сейчас". По ее словам, прежде всего эта проблема касается жилищно–коммунального хозяйства СПб, где в основном преобладает ручной труд, и строительного сектора, где до сих пор 10 землекопов заменяют один экскаватор.
Чтобы не было таких социальных взрывов, как в Бирюлево, в потенциально опасных точках города силовикам надо планово работать и исправно выполнять свои обязанности. А то в былые времена на территории того же Апраксина двора была комната милиции, где местные лохотронщики устроили себе офис. И все об этом знали. Сейчас на территории Апраксина двора нет уличной торговли. Ее давно закрыли. Нет бардака, на который кивают власти. Там сейчас оптовая торговля. Территория находится под охраной ОМОНа. Еще нужно помнить, что у всех революций на земле чисто экономические причины. А этнические и иные проблемы — это просто побочный эффект. Если вести плановую политику в работе с мигрантами, у хамов и провокаторов, которые выступают зачинщиками тех же погромов, просто не будет шанса.
Александр Шабасов
экс–гендиректор ОАО "Агентство по реконструкции и развитию "Апраксин Двор"
Ужесточение миграционной политики — это вполне закономерный шаг со стороны муниципальных властей. Превентивные меры просто необходимы, для того чтобы прервать эскалацию националистических настроений в обществе. Но действовать нужно очень аккуратно, поскольку люди сейчас крайне болезненно реагируют на любые инициативы в этой области. Говорить о последствиях пока рано, проблема мигрантов очень сложная, и решить ее быстро невозможно. Подобные инициативы очень часто появляются как ответ на обострение настроений в обществе. И это логично. Власть должна их отслеживать и адекватно реагировать.
Артем Аветисян
директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив (АСИ)
В условиях рабовладельческого строя, который существует на наших стройплощадках, вклад низкооплачиваемой и безропотной рабочей силы в развитие строительного сектора трудно переоценить. Но если мы хотим получить нормальную экономику и общество, если нам нужна высокая производительность труда, то приток мигрантов нужно ограничить. Сегодня их присутствие на каждой стройке тормозит технический прогресс. Один из застройщиков на мой вопрос, почему он не купит подъемник, ответил мне, что 20 таджиков дешевле. Возможность в неограниченном количестве привозить рабов развращает работодателей и загоняет экономику в тупик.
Олег Барков
гендиректор компании Hansa