"Деловой Петербург". Отели сделают звездными

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Для 1,2 тыс. петербургских гостиниц новый год начнется с обязательного прохождения классификации на звездность. По новым правилам звезды на свой фасад обяжут поместить всех участников рынка.

Классификацию на звездность гостиницы по всей России должны проходить с 2017 г., но отели в Петербурге и еще в 10 городах — участниках чемпионата мира по футболу — 2018 обяжут получить звезды до 1 июля 2015 г.
Пока в Петербурге нет ни одной аттестующей организации, а добровольно сертифицировалось при помощи компаний из других регионов не более пяти отелей. С нового года городские отельеры будут получать звезды по новым правилам: здесь появятся аттестующие компании.

Сфера расширяется

Новый порядок прохождения аттестации и классификации на получение звезд начнет действовать c нового года — обновленная редакция приказа о классификации на звездность Минкультуры сейчас рассматривается Минюстом. Об этом сообщил директор департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Николай Королев на Петербургском гостиничном форуме. "Уже сейчас понятно, что в существующем несколько лет порядке аттестации и классификации появится масса изменений", — подчеркнул он.
Среди главных изменений — введение новых понятий средств размещения, например, "гостиницы в усадьбах и исторических зданиях", "хостел" и даже "гостиница без звезд". Это значит, что пройти классификацию должны будут все без исключения, тогда как действующий порядок не распространяется, к примеру, на отели на несколько номеров.
Кроме того, чиновник сообщил, что свидетельства будут выдаваться раз в 3 года и что внешний вид табличек со звездами на фасадах отелей планируется сделать единым по всей стране.
В Петербурге аккредитация местных организаций, в которые отельеры смогут обращаться за получением классификации, начнется к новому году, пообещал председатель комитета по развитию туризма Александр Шапкин.
"В Ленобласти уже одна такая организация появилась. У нас будет не менее четырех – пяти аттестующих компаний, а может быть, и больше", — говорит Александр Шапкин. Пока желающие получить звезды добровольно могут обращаться в организации, аккредитованные в других регионах. "Но нам нужны свои местные компании, чтобы было с кого потом спрашивать за качество аттестации", — уверен Александр Шапкин.

Перспективы

Сейчас обязательная классификация в России действует только для гостиниц Сочи. Завершиться она должна была еще в 2011 г., но на конец августа 2013 г. звезды получила лишь половина из официально учтенных гостиниц этого города. Причем сопротивление этому процессу происходит на уровне малых гостиниц. С увиливающими от аттестации гостиницами в Сочи теперь, например, разбирается прокуратура.
В Петербурге, где из 1,2 тыс. отелей примерно тысяча приходится именно на малые, может сложиться схожая ситуация, считают эксперты. "Все дело в том, что никаких особых преимуществ звезды гостинице не дадут, гости выбирают отель все равно по отзывам. Это лишние расходы", — считает президент НП "Ассоциация малых гостиниц СПб" Владимир Васильев.
По мнению Алексея Мусакина, генерального директора Cronwell Development и члена правления Российской гостиничной ассоциации, смысл присвоения звезд в России будет сведен к нулю. По его мнению, критерии российской классификации не однозначны — по формальным признакам гостиница "советского" типа сможет получить четыре звезды, имея подходящие площади и рестораны. "То есть четыре звезды в разных местах будут как небо и земля. Усугубит дело тот факт, что на место единого аттестационного органа приходят региональные организации. Это станет выгодным бизнесом, вот увидите, скоро они будут расти как грибы", — прогнозирует Алексей Мусакин.
Мы вторая гостиница, прошедшая классификацию на звездность в Петербурге, после Cronwell Inn Stremyannaya. Это заняло 3 дня и потребовало 60 тыс. рублей. Почему другие гостиницы не торопятся делать это добровольно? Люксовые сетевые отели ориентируются на собственные строгие международные стандарты, а небольшие гостиницы попросту не хотят на это тратиться. Мы изначально ориентировались на стандарты уровня три звезды, а большинству придется вкладывать большие суммы в свои отели. Это касается как ремонта и определенной площади номеров, так и таких мелочей, как покупка дополнительных вешалок.
Николай Нагач
генеральный директор гостиницы "Балтия"