Как стать кошечкой

Связь женщины и кошки — это не миф, а целый клубок исторических и культурных коннотаций. Объединяет их много качеств, но прежде всего нарциссизм — для кошки он составляет ее естество полностью, а для женщины он — важный элемент ее феминности.

Кошачья грация, кошачьи повадки, кошачье поведение — эти эпитеты не только лучший комплимент для женщины, но и тот идеал, к которому хочется стремиться, высшая похвала. Специалисты в области популярной нынче стервологии эксплуатируют образ кошки в своих рекомендациях, демонстрируя, какой должна быть настоящая женщина. Томность, медленные кокетливые движения, загадочность — все это должно быть не наносным, а проистекать из собственного самолюбования, естественной сосредоточенности на себе.

Кто в ком нуждается

Психоаналитик Мария Луиза фон Франц в одном из своих произведений проанализировала сказку о кошке, назвав исследование "Кошка. Сказка об освобождении феминности". Основная идея заключается в том, что кошка олицетворяет иную сторону феминности — ту, которую традиционная культура не очень–то приветствовала, ибо она не выражается в материнстве, жертвенности и заботе, которые должны репрезентировать женщину, в том числе и обеспечивая ее эксплуатацию, — "будь материалом для роста и жизни других, дай тобой распорядиться — мужчине, государству, кому угодно, но только не смей решать сама". Потому что когда сама — тогда появляется кошка, которая, как известно, гуляет сама по себе, не заботясь о других, а призывая других позаботится о себе.
Зигмунд Фрейд свою теорию нарциссизма разрабатывал в контексте отношений с роковой женщиной Лу Андреас Саломе и безымянной кошкой, которая как–то проникла в его кабинет через окно из сада, поразив ученого грацией, независимостью и врожденной способностью принять пищу и ласку от человека так, как будто это огромный подарок с ее стороны. Конечно, это качество абсолютно любой кошки, но Фрейд тогда поставил ключевой вопрос — почему кошка не нуждается в человеке, но обычно оказывается, что человек нуждается в ней?
При этом облик кошки особой роли не играет — облезлая она или нет, худая или толстая, косят у нее глаза или одна лапа короче другой — в любом случае она будет смотреть на человека как богиня на простого смертного, упиваясь счастьем своего существования.

Темная сторона

Кошкость — эта та часть феминности, которую жутко боялась и боится патриархальная культура, потому что эта часть неуправляема, она скорее управится с кем угодно, нежели кто–то с ней. Далеко ходить не надо — вспомним средневековые процессы над ведьмами, в которых также неизменно фигурировали кошки — не только черные. Женщина–ведьма — кошка — эта формула тайной власти и порабощающего искушения, которое надо предотвратить любым способом.
Понятно, что подавляющее большинство сожженных женщин никакого отношения к колдовству не имели, да и уничтоженные кошки явно в крамольных ритуалах не участвовали. Дело было в колдовском нарциссизме, чарующая власть которого воспринималась такой сильной, что ею занялась власть церковная и государственная. Под пытками обвиняемые признавались, что видели дьявола, который чаще всего являлся им в образе черного кота. Бедные кошки провинились без вины — просто в силу своей природы, так же как и женщины.
В отношении количества сожженных женщин существует спорная, дискуссионная для историков статистика, а вот в отношении того, кто чаще всего подвергался обвинениям и преследованиям, есть только предположения — конечно, это были красивые женщины. Но красота — понятие достаточно относительное, во многом определяемое доминирующими культурными установками, тем более что средневековье переживало конфликт души и тела, когда предполагалось, что красота души может проступить желательно на уродливом теле. Скорее всего, преследовали феминность, которая не соответствовала должному стандарту жертвенной и послушной, рабской материнской роли, да еще противоречила образу управляемого, зависимого, и, самое главное, абсолютно предсказуемого человека. Кошка ведь — она не только гуляет сама по себе, но и ненавязчиво зовет присоединиться, а это уже соблазном попахивает.

Пробуждение кошкости

В современном обществе кошкость, наоборот, всячески приветствуется и эксплуатируется.
С одной стороны, общество кошкостью просто больно — начиная с того факта, что образ котиков — самый тиражируемый в Интернете, и заканчивая тем, что предлагают многочисленные технологии самоусовершенствования — а именно, сосредоточься на себе, оказывай влияние — открой в себе кота/кошку?
И именно у женщины гораздо больше шансов и возможностей для такого открытия, потому что, не пробудив эту, традиционно считающуюся темной, сторону своей феминности, можно свести женскую судьбу к растворению в другом, оправдав тезис о том, что женская идентичность конструируется только посредством включения в жизненный сценарий другого или других, и в этом плане у женщины нет своей судьбы.
Однако пробуждение кошкости как раз говорит об обратном — по словам героини одного из нашумевших фильмов, "Главный роман в жизни женщины — это роман с самой собой".
Не верите? Спросите у кошки — она подтвердит.
Зигмунд Фрейд поставил ключевой вопрос — почему кошка не нуждается в человеке, но обычно оказывается, что человек нуждается в ней?