"Выходной Петербург". Знания и деньги

Автор фото: Чевалков Сергей

Вполне вероятно, что вскоре в вузы будут возвращены вступительные экзамены. Таким образом отменят очередную инновацию Дмитрия Медведева. Лев Лурье - о том, почему ЕГЭ для абитуриентов - это лучше, чем экзамен.

Идут активные разговоры о возвращении вступительных экзаменов в вузы. Какие–то слова доносятся даже из уст Владимира Путина.
Если это произойдет, вузовская мафия может праздновать победу над абитуриентами: единственное разумное начинание медведевского царствования — поступление в университеты по результатам ЕГЭ без всяких других испытаний — будет отменено. После гибели Александра II наступило время контрреформ. Пересматривались институты, созданные царем–освободителем. Вводились отмененные телесные наказания, ужесточалась цензура, теснили местное самоуправление. Правление Владимира Путина тоже ознаменовалось контрреформами: изживалось наследие ельцинской России. Где стол был яств, там гроб стоит: в Думе, на центральных каналах телевидения, в судах, на избирательных участках. Как и во времена Александра III, "последний нигилист заклепан в Шлиссельбург".
Царствование предпоследнего русского императора продолжалось 13 лет. Владимир Владимирович управляет государством дольше и никуда уходить не собирается. Сужение пространства свободы — основной вектор его политики. Уже, может быть, и хочется остановиться, а никак. Началась борьба негосударственными организациями с белоленточниками, экологами. Все, что можно было урезать из ельцинского наследия, урезали. Но машина контрреформ только набирает обороты. Покончили с ельцинским, принялись за медведевское. Уж на что робок и неуклюж был этот зиц–председатель России, а что–то все же и при нем происходило. Забыли модернизацию и наконец принялись за ЕГЭ.
У меня есть большой опыт работы с абитуриентами в старой советской системе вступительных экзаменов. В 1980–е я был модным репетитором по истории. Подготовил несколько сотен абитуриентов. Средняя щкола работала тогда так же безобразно, как и сегодняшняя. Обычно, чтобы убедить родителей в своей необходимости, я задавал в их присутствии три вопроса: "Кто сражался в Полтавской битве?", "При каких царях жил Пушкин?", "Какие у нас были союзники во Второй мировой войне?". Девять из десяти выпускников ни на один из этих вопросов ответить не могли. Родители понимали: придется раскошелиться. За 60 академических часов почти любого можно научить отечественной истории на твердую четверку.
Проблема заключалась в том, что знания и результаты вступительных экзаменов никак не коррелировали. Уже в брежневское время на гуманитарные факультеты ЛГУ поступали в основном по протекции или за взятки. Имела значение и анкета, особенно пятый пункт.
С 1995 года в созданной нами Петербургской классической гимназии каждый год — выпуски. До последнего времени ситуация с поступлением была такой же, как при советской власти, только национальность потеряла значение, а знакомство монетизировалось. Родителей наших абитуриентов предупреждали: "На этом отделении все места давно проданы, поступайте на платные, будете учиться хорошо — переведем". Появилась еще одна услуга на рынке — репетитор, работающий в приемной комиссии (обязательно дорогущий). К счастью, в городе оставались места, куда платежеспособные родители детей не отдавали. Там и учили лучше, и студенты были отличные (это связано — блатных учить неприятно). Говорили: вы поймите ассистентов и доцентов, зарплата у них крошечная, а тут какой–никакой приработок. Не шли эти взятки нерядовым преподавателям, оседали в ректоратах и деканатах.
Конечно, дипломы таких выпускников стоили не больше списанных диссертаций. Но кого это интересовало? Богатых невестдиплом украшает, как сумочка от Prada. А для женихов уже готовы места в государственных структурах и корпорациях.
Что касается школьных выпускных экзаменов, письменных и устных, тут коррупции было меньше. Но если выпускник может получить медаль и сдавать всего один вступительный экзамен — как ему не помочь?
Введение ЕГЭ и вызвало такой переполох, потому что огромные теневые денежные потоки ушли из ректоратов. Стало возможно ранжировать школы: выяснилось — лучшие вовсе не те, куда детей привозят на "ламборджини", а это удар уже по другой коррупции — школьной.
Основные возражения против ЕГЭ: ответы списывают, они есть в Интернете. Может быть, в Дагестане и так, но в большей части России результаты соответствуют знаниям. Нам известно, что 30–й и 239–й лицеи лучшие в городе, — так у них и ЕГЭ лучшее.
Другой довод за возвращение вступительных экзаменов: не развивается способность рассуждать, отменено сочинение. Но, во–первых, есть вполне надежные ЕГЭ по русскому и литературе. А во–вторых, нету более субъективного экзамена, чем сочинение. Раскрыл тему, не раскрыл тему — вопрос сложный.
С введением ЕГЭ резко увеличилось число иногородних студентов, получивших реальную возможность окончить школу в провинции и продолжить обучение в столицах. Новые вузы, не имеющие коррупционной традиции, рады–радешеньки. Прежде всего Высшая школа экономики, лоббировавшая реформу Андрея Фурсенко. Они понимают: у кого выше ЕГЭ, тот объективно сильнее.
Теперь все может вернуться на круги своя. Опять пора готовить деньги?