"Выходной Петербург". Вспомнить всех

Лев Лурье - о сборнике воспоминаний филолога Ильи Сермана

В московском издательстве "НЛО" вышел сборник воспоминаний и статей знаменитого ленинградского филолога Ильи Сермана "Свободные размышления". Илья Захарович был приятелем и коллегой моего отца, так что я знал его с детства. Он был человек сдержанный, мужественный, мудрый. Гипотетически в кино его мог бы сыграть Жан Габен.
Биография его поучительна, как жизнеописания Плутарха. Отец был врачом, мать — профессиональной революционеркой, приятельницей Карла Либкнехта и Карла Радека (с последним у нее был короткий роман). Детство пришлось на Гражданскую войну. Родители развелись, Илья Захарович жил то у матери, то у отца. Среда была политизированная — Серман вспоминает несколько анекдотов 1920–х годов. Например: "Почему на очередном конгрессе Коминтерна не было представителей от папуасов Новой Гвинеи?" Ответ: "Какой еврей согласится продеть себе в нос кольцо?" Или: "Сталин вызывает к себе Крупскую и говорит: "Если вы не перестанете вмешиваться в то, что вас не касается, я назначу вдовой Ленина Землячку" (мемуарист объясняет: "Если Крупская никогда не обладала привлекательной внешностью, то Землячка славилась своим безобразием").
В начале 1930–х Серман переезжает в Ленинград — "полумертвый тогда город с забитыми витринами на Невском, с редкими машинами на нем". Чтобы поступить в вуз, пришлось 3 года отработать слесарем–сборщиком. В конце концов в 1934 году он становится студентом Ленинградского института истории, философии и лингвистики, вскоре влившегося в ЛГУ. Серман — ученик Григория Гуковского, крупнейшего специалиста по русской литературе от Ломоносова до Пушкина (позже он умер на следствии в Лефортово). Илья Захарович становится историком русской литературы, специализируется на XVIII веке.
Потом были Волховский фронт, тяжелая контузия, брак с Руфью Зерновой, позже ставшей известным прозаиком. В 1949 году супругов посадили за антисоветскую пропаганду. Серман получил 25 лет, сидел на Колыме. Он рассказывало каторге буднично: "Лагерь основательно укрепил мое здоровье. Физическая работа на открытом воздухе — лучшая закалка для организма. Да, было холодно, но потом нам выдали трофейное японское обмундирование, куда входили настоящие меховые шапки, закрывающие все лицо до самых глаз".
В 1956 году в возрасте 43 лет Серман, освободившись из лагеря, наконец начинает работать по специальности, поступает на службу в Пушкинский дом. В 1969 году защищает докторскую диссертацию "Русская поэзия XVIII века (от Ломоносова до Державина)". Но в 1975 году его дочь Нина уезжает за границу, и Илью Захаровича выгоняют с работы. Ему 63 года, они с женой уезжают в Израиль. Вот тут–то и начинается всемирная известность. Профессура в Иерусалимском университете, множество монографий и статей.
Серман умер в 2010 году в возрасте 97 лет. В сборнике статей и воспоминаний, подготовленных его сыном Марком, работы о литературных вкусах Петра Великого, о Державине, Жуковском, Фонвизине, Батюшкове, Пушкине, Некрасове, Достоевском, Горьком, Довлатове. Написано просто, ясно, увлекательно.