"Деловой Петербург". Андрей Пантюхов: Nokian ставит на экспорт

Автор фото: Studio Sami Helenius
Андрей Пантюхов, генеральный директор и вице-президент концерна Nokian Tyres Россия

Генеральный директор компании "Nokian Tyres Россия" Андрей Пантюхов рассказал, почему предприятие увеличивает количество шипов в зимних шинах, когда другие производители его уменьшают, зачем нужно рапсовое масло и масло финской сосны, а также как производители шин становятся застройщиками и банкирами.

Первичный рынок автомобилей переживает не лучшие времена: продажи падают, заводы сокращают производство. Как это влияет на шинный рынок?
— Он очень зависит от автомобильного, поэтому у него тоже непростой период. Производство автомобилей в стране в этом году сократится на 5% по сравнению с показателями 2012 года — до 2,8 млн машин за весь год. Соответственно, и шинный рынок покажет примерно такое же сокращение. Но я думаю, что уже во втором полугодии этого года показатели у автопроизводителей будут чуть лучше, чем в первом.
Один из факторов, которые повысят спрос, — программа льготного кредитования, которая действует с июля. В 2009 – 2010 годах аналогичная программа имела очень хороший эффект. Думаю, что новая акция уже в этом году принесет к общим цифрам около 100 тыс. проданных автомобилей дополнительно. Поэтому на развитие автомобильного рынка мы смотрим со сдержанным оптимизмом.
Но сезон переобувания в зимнюю резину будет проходить под флагом отрицательной динамики авторынка. На продажи летних шин влияют другие факторы. Этот сегмент уже второй год подряд также показывает негативную динамику. Но это больше связано со снижением потребительской активности населения.
В какой степени сказанное относится к вашей компании?
— Конечно, мы ощущаем эти тенденции, но все 10 лет работы в России за счет сильного бренда и мощной системы дистрибуции мы укрепляли свои позиции на рынке. И этот год не исключение. У нас есть некоторое снижение продаж летних шин, но зимние — в существенном плюсе, за счет чего наша доля на рынке по итогам года вырастет. Компания работает в среднем и премиальном сегментах, где в 2012 году наша доля составила 25% рынка.
Больше половины выпускаемых во Всеволожске шин идет на экспорт в 43 страны в разных частях мира. Значит, вы очень зависите от экономической ситуации в них, а она не блестящая.
— Да, во многих странах продажи автомобилей тоже находятся в глубоком минусе и бьют исторические антирекорды. Но если смотреть на показатели последних месяцев, то положительная динамика есть и в Европе, и в Америке. Поэтому если в начале года экспорт был довольно слабым, то сейчас растет. Точных показателей по нашему экспорту мы сейчас не называем, они будут опубликованы по итогам года. Но экспортные продажи растут.
Как это вам удалось преодолеть общий тренд?
— Это связано с тем, что на завод во Всеволожске было переведено более 80% совокупного производства концерна Nokian Tyres. Здесь более высокая рентабельность, эффективнее экономика производства, так как ниже стоимость рабочей силы и энергоносителей. Кроме того, удается экономить за счет масштабности всеволожского производства. В первом полугодии выручка в России у нас составила 336 млн евро, почти на 3% больше, чем за тот же период 2012–го. За весь 2008 год, самый успешный для авторынка, продажи составили 300 млн евро.
Долго, по–вашему, продлится стагнация на авторынке?
— Я думаю, это временное явление, так как местный авторынок еще не насыщен. В России приходится 270–280 автомобилей на 1000 населения, а, например, в Чехии, Польше — 370–380. Насыщение рынка наступит тогда, когда в России будет продаваться 4 млн новых машин в год. Это, по нашим расчетам, произойдет примерно к 2018 году. Вторичный шинный рынок к этому моменту достигнет 60 млн шин в год.
Какое влияние на ваш бизнес оказывают законодательные изменения, касающиеся автомобильной и шинной отраслей?
— Есть две законодательные инициативы, которые отразятся на рынке. Первая касается утилизации шин, вторая — изменений в техрегламент об использовании зимних шин.
В последние пару лет федеральные власти всерьез взялись за вопрос утилизации отходов. Рассматриваются соответствующие изменения в закон об отходах. Наша отрасль через Ассоциацию производителей шин активно участвует в обсуждении этих поправок. По примеру европейских стран нам нужно установить утилизационный сбор для шин в зависимости от их размера. Этот сбор оплачивают потребители при покупке новой шины. Он идет на счет некоммерческого предприятия, учрежденного производителями шин, задача которого — не извлечение прибыли, а дотирование деятельности переработчиков по утилизации шин.
В Европе перерабатывается 100% шин, разобраны все свалки, скопившиеся за долгие годы. Продукты переработки используются в самых разных отраслях: в Финляндии, например, их очень активно применяют в дорожном строительстве. Для России эта проблема очень актуальна: у нас утилизируется только 8 – 10% шин, остальное идет на свалки.
А закон о зимней резине?
— Россия чуть ли не единственная страна в мире среди "зимних" стран, где законодательно не регулируется использование зимних шин. Даже страны со значительно более мягким климатом — Германия, например, — ввели такие законы. Не говоря уже о Скандинавии.
Конечно, подавляющее большинство автовладельцев переобувают свои машины к зиме, но те 5 – 10%, которые этого не делают, являются виновниками большого числа ДТП.
Мы несколько лет совместно с властями работали над этой темой, и уже есть проект нового технического регламента для транспортных средств Таможенного союза — то есть России, Казахстана и Белоруссии — он должен вступить в силу с 1 января 2015 года. Там прописаны требования: обязательно применение шипованных шин как минимум в течение 3 зимних месяцев, при этом каждый субъект может устанавливать свой период, который не должен быть меньше этих 3 месяцев, в зависимости от особенностей климата. Одновременно запрещается применение шипованных шин летом, устанавливается минимальная глубина протектора шин и т. д.
Я читала, что ваши конкуренты внедряют разнообразные инновации в производстве, например, сок специального сорта одуванчиков будут использовать при изготовлении шин. Есть ли у вас подобные разработки?
— Сок одуванчиков мы не применяем, но вообще, конечно, постоянно внедряем всевозможные нововведения. Правда, вряд ли можно говорить о какой–то революции в шинном производстве или о том, чтобы заменить натуральный каучук на какие–то другие вещества. Но добавки, улучшающие свойства продукта, мы применяем. Например, наша компания была первой в мире, кто отказался от использования в производстве шин высокоароматических масел, которые являются сильным канцерогеном и источником опасности не только для водителей, но и для всех, кто находится близко к дороге. С 2005 года мы используем только низкоароматические масла.
Если говорить о необычных материалах, которые мы задействуем в производстве, то это масло финской сосны. Оно повышает износоустойчивость шин. Рапсовое масло улучшает сцепление на льду и снегу и повышает прочность шин. Новые разработки никогда не останавливаются. В зимних шинах раз в 3–4 года происходит смена поколений.
Какие последние тренды можно было бы отметить на рынке?
— Очень много внимания уделяется количеству и конструкции шипов в зимних шинах. Во многих странах Европы в этом году вступили в силу новые законы, призванные сократить вредное воздействие шипов на покрытие дорог. У производителей есть два варианта: устанавливать прописанное в законе количество шипов на погонный метр протектора шин (50) либо представить доказательства, что какое–то иное количество шипов приводит к меньшему износу асфальта, чем установлено стандартом.
Многие производители изменили ассортимент и вывели на рынок новые модели, причем почти все ограничили количество шипов. Мы увеличили число шипов, но снизили вес каждого на 20%. Благодаря комплексной разработке всей шины, а не только самих шипов мы добились того, что в нашей новой модели, вышедшей в продажу в этом году, число шипов на 50% больше, чем в предыдущей, но износ асфальтового покрытия при ее использовании ниже. Мы специализируемся на зимних шинах, и для нас это жизненно важный вопрос.
Российский потребитель обращает внимание на такие нюансы? Чем вообще наши покупатели отличаются от иностранных?
— На экологичность в России традиционно обращают мало внимания, увы. Но в остальном отечественные покупатели мало отличаются от западных. Разве что тем, что наш потребитель хочет прежде, чем приобрести товар, пощупать его, увидеть своими глазами. В Европе же такие покупки часто совершаются по каталогам. Хотя в России в последнее время, как и в других странах, активно развиваются интернет–продажи.
Вы строите жилой комплекс во Всеволожске. С чем было связано это решение?
— Несколько лет назад концерн Nokian Tyres принял решение о расширении производства, а это связано с увеличением штата. Правда, благодаря очень высокой автоматизации у нас численность персонала очень невелика сравнительно с масштабом предприятия. В России у Nokian около 1,3 тыс. сотрудников, из которых 1,1 тыс. заняты непосредственно на производстве.
Требования к персоналу у нас очень высоки: сотрудникам приходится много работать со сложными машинами, компьютерами. Из 100 кандидатов, которые приходят к нам в качестве соискателей, мы оставляем только одного. Мы нацелены на то, чтобы удержать лучших специалистов, которые бы надолго связали свою жизнь с Nokian Tyres. Так в 2007 году появилась наша жилищная программа, в 2009–м мы сдали первую очередь комплекса во Всеволожске на 170 квартир, сейчас готовим к вводу в эксплуатацию вторую очередь на 176 квартир.
На каких условиях эти квартиры продаются?
— Квартиры приобретаются только сотрудниками Nokian в собственность по себестоимости, при этом компания предоставляет им кредиты на 20 лет с первоначальным взносом от 5% и с фиксированной ставкой 7,3% годовых в рублях. Тот, кто купил квартиру, должен отработать на предприятии не менее 7 лет с момента получения кредита.
Почему концерн сам стал застройщиком и кредитором?
— Это вынужденная мера. Партнеры не соглашались участвовать в проекте, так как он не предусматривает извлечения прибыли.
Не собираетесь и в дальнейшем продолжить работу в девелопменте?
— Нет, все–таки наш бизнес — производство шин. И хотя в России, бывает, приходится выступать в непривычной для себя роли, но диверсификации бизнеса Nokian Tyres не предполагает.