"Деловой Петербург". Покупатели в рассрочку

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Магазин бытовой техники "Эльдорадо". На снимке: покупатели в магазине бытовой техники "Эльдорадо".

Центробанк рекомендовал участникам финансового рынка снизить темпы розничного кредитования вдвое. Но эксперты уверены, что ни закредитованность населения, ни ужесточение условий работы банков не заставят ретейлеров отказаться от продаж в кредит.

Ситуация на банковском рынке заставляет ожидать сокращения продаж в кредит. Так, если в прошлом году объем выдачи таких розничных кредитов рос на 40 –50% годовых, то по итогам 2013 года банкиры ожидают роста лишь на 25 –30%. Центробанк рекомендовал участникам финансового рынка снизить темпы розничного кредитования в 2 раза, до 20 – 25% к середине следующего года. Казалось бы, у ретейлеров должны возникнуть сложности с предоставлением рассрочки покупателям. По факту же ни банки, ни торговцы, ни потребители не собираются отказываться от кредитных продуктов.

Популярные займы

Банки " Открытие " и " Восточный экспресс" летом сообщили об уходе с рынка pos–кредитов (кредиты на покупку товаров). "Количество партнерских точек немного уменьшилось, — признает Олег Скворцов, зампредправления "Ренессанс Кредит", — но мы сконцентрировались на работе с наиболее эффективными партнерами". "С апреля по август "М–видео" работал с ОТП–банком, но проект был свернут, банк выбрал другую стратегию развития в России", — рассказывает Антон Пантелеев, менеджер по связям с общественностью компании. "Темпы роста pos–кредитования замедлились, но произошло это гораздо позже всех остальных сегментов розничного кредитования — ипотеки и автокредитов", — отмечает Олег Скворцов.
Короткие (до года) кредиты на сравнительно небольшую сумму пользуются успехом у потребителей, которые после кризиса с опаской относятся к долгосрочным займам. Средняя сумма кредита, по данным Кредит Европа банка, cотрудничающего с IKEA, — 50 тыс. рублей, берут его люди среднего возраста с постоянным доходом.
Самые популярные кредитные товары — мобильные устройства, гаджеты, мебель, крупная бытовая техника и телевизоры. Согласно исследованию Frank Research Group, объем рынка pos–кредитования (займы на покупку товаров в магазинах) вырос за 8 месяцев 2013 года к тем же месяцам 2012 года на треть. Портфель таких кредитов в Петербурге на 1 сентября — 8,9 млрд рублей. В этом году в полную силу начала работать "внучка" ВТБЛето Банк.

Онлайн–заемщики

Доля покупок в кредит в "Эльдорадо" в Северо–Западном регионе достигала 20% за последний год, в MediaMarkt — 10–11% общего объема продаж, в "Евросети" на конец сентября 2013 года на продажи в кредит приходится 14,07%.
Не стало препятствием для ретейлеров и развитие онлайн–торговли. Оформить кредит можно при самовывозе товара или при покупке в пункте выдачи интернет–магазина, некоторые банки готовы одобрить кредит через Интернет. "Около 5% покупок в "Юлмарте" совершаются в кредит, органический рост этой доли мы обычно наблюдаем перед Новым годом", — говорит Дмитрий Золотавин, руководитель направления "Финансовые сервисы" компании.

Переключились на дом

Наращивать портфель клиентов банки планируют за счет работы с другими ретейлерами вслед за изменением структуры спроса.
"Клиенты удовлетворили потребности, связанные с покупкой бытовой техники и гаджетов, и теперь перешли к реализации долгосрочных целей — ремонту, обустройству дома и быта", — отмечает Анна Чифинелли, директор дирекции "Северо–Запад" банка "Хоум Кредит". Риски по кредитам на мебель и стройматериалы меньше, потому ставки в этом сегменте тоже снижаются, отмечает она.
"Выдача pos–кредитов прирастет на 30 – 40% по итогам года", — ожидает Ильсур Гибадуллин, вице–президент Кредит Европа банка. По его словам, результатом политики Центробанка будет не сворачивание выдачи кредитов на покупку, а ужесточение условий для заемщиков.
"Техношок" работает с четырьмя банками, это оптимальное количество для работы с покупателями. В 2013 году это Альфа–Банк, "Хоум кредит", "Русский стандарт", ОТП–банк. Удачные кредитные продукты, например без первоначального взноса, позволяют нам на 20 – 30% увеличить среднюю стоимость проданного товара. Меры, которые сейчас принимает Центробанк, понятны: потребители набрали кредитов, и невозвраты придутся на 2014 год, банки должны заранее подстраховаться. Ретейлеров же в следующем году ждет и ужесточение требований банков к заемщикам, и сокращение числа кредитных программ. Тем не менее количество банков–партнеров мы менять не будем. Планируем не так активно рекламировать кредиты, не будем повторять некоторые акции.
Сергей Демичев
генеральный директор сети магазинов "Техношок"