"Выходной Петербург". Увидеть настоящего слона

Автор фото: Спицын Михаил \ Mikhail Spitsyn
Тунис, зоопарк Фригия между Хаммаметом и Ссусом дрессировщик гладит слона

Петербург - третий по величине город Европы после Москвы и Лондона. В Петербурге есть и аэропорт, и полотна Матисса, и губернатор Полтавченко. Нет в Петербурге только слона.

Все мы в детстве читали рассказ Александра Куприна "Слон". О том, как девочка Надя была тяжело больна, ничего ей не хотелось, родители пребывали в отчаянии. И вдруг Надя попросила показать ей живого слона. Любящий отец свернул горы: сумел уговорить немца — хозяина зверинца, и зверь по имени Томми оказался у больной девочки дома. Надя выздоровела.
Дети любят слонов. Но даже самый чадолюбивый петербургский отец семейства не в силах показать своему ребенку этого зверя с хоботом и крошечными умными глазами.
Петербург — третий по населению город Европы после Москвы и Лондона. Но в Петербурге есть и аэропорт, и полотна Матисса, и губернатор Полтавченко, а слона — нет. Ближайшие к Петербургу слоны — Карл, Финн и Дрой живут в Таллине.
С 1714 по 1982 год слоны в Петербурге почти всегда были, первый был подарен Петру Великому персидским шахом в год Гангутского сражения. Две слонихи, жившие в нашем зоопарке с 1911 года, Жолли и Бетти, разделили трагическую судьбу города. Жолли умерла от голода в 1918 году. Бетти погибла в сентябре 1941 года от немецкой бомбы. Последний наш слон Сюн, ветеран войны за освобождение Вьетнама от французских колонизаторов, жил в Ленинградском зоопарке с 1954 по 1982 год и умер в почтенном возрасте 75 лет.
С тех пор ленинградские, а позже и петербургские дети слонов живьем не видели. Тем, кто застал их в своем младенчестве, сейчас уже по 26 лет, они закончили вузы, женились или вышли замуж, завели детей. Но слонов в их жизни не было.
В дальнейшем все городские начальники обещали ликвидировать позорное отсутствие млекопитающих семейства хоботных. Клялись купить слона последние секретари обкома — Лев Зайков, Юрий Соловьев, Борис Гидаспов. Бил себя в грудь Анатолий Собчак. Владимир Яковлев думал вначале прикупить животное для существующего зоопарка, но потом решил — там тесно. Надо строить новый зверинец. Но тут Владимира Анатольевича сняли с работы.
Наконец в далекой Индонезии прониклись жалостью к петербургским детям и в 2003 году к юбилею города подарили нам двух слонов. Но Валентина Матвиенко отвергла дары Джакарты. Решено было подождать, пока в Юнтолово построят невиданный по красоте зоопарк со слоновником размером с Ледовый дворец.
Зверинец по планам Валентины Ивановны должны были открыть в 2014 году — "чтобы моя внучка, все петербуржцы увидели слона".
Директор Ленинградского зоопарка Ирина Скиба клялась, что зверям будет комфортно: "Для животных это должны быть дворцы". Вскоре Валентина Ивановна со своей внучкой отбыли в Москву, слоны так и не появились.
Два года назад Александр Розенбаум наконец уговорил Георгия Полтавченко. Губернатор написал в "Твиттере": "Да, он был настолько убедителен, что у меня не осталось ни малейших сомнений по поводу приобретения слона для нового ZOO".
Но вскоре губернатор, несмотря на обещание, данное барду, отказался от идеи строительства зоопарка в Юнтолово: там экология не подходит.
Брежнев умер, слоны повывелись. Наши дети их не увидят.
Между тем вопрос копеечный. Сам слон в России стоит примерно 7 200 000 рублей. Слоновник, правда, обойдется дороже, СМИ сообщали, что в Рижском зоопарке на слоновник на пять – шесть животных требуется примерно 9 млн латов (1 лат — примерно $2). Нам бы всего парочку, значит, и сумма в 3 раза меньше. Кстати, в следующем году Смольный только на "оформление города к праздникам" планирует потратить из бюджета 274 млн рублей. Хватит на целое стадо.