Крупные сделки года

Лизинг автотранспорта наиболее активно развивается в направлении легковых автомобилей.

Как рассказали "ДП" в лизинговых компаниях города, 2012 год практически полностью прошел под знаком работы в лизинге пассажирских автобусов. По словам замдиректора департамента развития ГК СЛК Ивана Сербаева, общий объем заключенных договоров с перевозчиками в 2012 году в ГК СЛК превысил 390 млн рублей. Для ГК "ЗЕСТ" сделка по передаче в лизинг автобусов на сумму 654,27 млн рублей также оказалась самой крупной в портфеле по итогам 2012 года. Приобретение и передача в лизинг 12 автобусов Hyger по договору на сумму более 75 млн рублей стали одной из крупнейших сделок для ГК "Балтийский лизинг".
Однако лизинговые сделки с автобусами не так часты, как хотелось бы лизингодателям. Расширение и обновление автобусных парков зависит от городского конкурса на право осуществления перевозок. Представители опрошенных петербургских лизинговых компаний сообщили, что в 2013 году еще не передавали автобусы в финансовую аренду.
"Поскольку рынок пассажирских перевозок автотранспортом жестко привязан к разыгрываемому на конкурсной основе праву занимать тот или иной маршрут, в настоящее время основными заказчиками все–таки являются покупатели грузовой техники", — говорит Иван Сербаев.

Стабильный спрос

Грузоперевозчики и строительные компании приобретают транспорт в лизинг относительно регулярно, но при этом очень обдуманно подходят к приобретению новых парков и чаще приобретают новые машины лишь по мере выбытия старой техники.
"Откровенно говоря, таких компаний достаточно мало, все они хорошо известны. В основном это либо перевозчики с парком тягачей, тентованных или рефрижераторных прицепов, либо крупные дорожно–строительные компании с парком самосвальной техники или иной специализированной техники на шасси грузового автотранспорта", — делится Дмитрий Горизонтов, генеральный директор ООО "ПЛК".
По его словам, средний размер автопарка крупнейших клиентов компаний составляет примерно 180–200 машин. Подобные компании приобретают в течение года от 10 до 50 автомобилей.
В "ПЛК" наиболее крупной стала сделка по передаче автобетоносмесителей на шасси автомобилей MAN стоимостью 85 млн рублей. На втором месте договор на передачу тягачей Scania P 440 с самосвальными полуприцепами Meusburger на общую сумму 65 млн рублей.

Перспективные ниши

Крупными лизингополучателями становятся автомобильные дилеры, которые приобретают автомобили для тест–драйва. "Если импортер не имеет специальной программы (рассрочка, например) для выставочных автомобилей и автомобилей тест–драйва, то лизинг становится удобным финансовым инструментом для автосалонов", — отмечает Анна Голикова, руководитель группы лизинга легкового автотранспорта ГК "Интерлизинг".
По ее словам, условия лизинга для таких клиентов зачастую предполагают: минимальный аванс от 5 до 15%, срок до 36 месяцев, равные платежи и возможность досрочного выкупа через полгода. Таким образом, автодилер отвлекает минимальную сумму из оборота на первый взнос, получает фиксированный ежемесячный платеж и при досрочном выкупе реализует автомобиль без убытка. Так, в прошлом году ГК "Интерлизинг" передала автодилерам в лизинг автомобили Suzuki, Ssangyong, Ford для тест–драйва на сумму более 25 млн рублей.
В специализирующейся на розничном автолизинге компании "CARCADE Лизинг" в 2012 году наблюдали повышение спроса на финансирование больших таксопарков в СПб. "В частности, нашей компанией были заключено несколько объемных сделок с предприятиями данного профиля. В рамках сделок были поставлены крупные партии легковых автомобилей экономкласса, традиционно востребованные компаниями такси", — говорит Алексей Смирнов, генеральный директор "CARCADE Лизинг".
Он прогнозирует, что по итогам 2013 года прирост в сегменте лизинга легкового транспорта может составить до 20% по отношению к показателю прошлого года, а в сегменте грузового транспорта — до 10%.