"Деловой Петербург". Концепция изменилась

Автор фото: ИТАР-ТАСС

С середины 1990–х годов государство не давало частным инвесторам вывести Балтзавод и Адмиралтейские верфи из центра города. Теперь подобную стратегию предлагает ОСК во главе с Андреем Дутовым.

Минувшим летом, инспектируя петербургское судостроение, ответственный за ВПК вице–премьер Дмитрий Рогозин поручил новому президенту Объединенной судостроительной корпорации Владимиру Шмакову подготовить к сентябрю стратегию развития госкорпорации до 2030 года. Проект документа уже разослан руководителям местных судозаводов, федеральным и местным чиновникам. Копия документа оказалась в распоряжении dp.ru
В стратегии отмечается, что расположенные на Северо–Западе основные производственные мощности российского судостроения: калининградский "Янтарь", петербургская Северная верфь (производят надводные корабли), Адмиралтейские верфи, северодвинские ПО "Севмаш" и "Звездочка" (подводные лодки), петербургский Балтийский и Выборгский заводы (ледоколы, суда снабжения) — все они нуждаются в модернизации для повышения эффективности производства. Два предприятия из этого перечня ждет радикальная реструктуризация — это Балтзавод и Адмиралтейские верфи. Предполагается, что все подводные лодки, и атомные, и дизельные, будет делать "Севмаш", а ледоколы с Балтзавода передадут на Северную верфь. Ее мощности планируется расширить за счет постройки нового сухого дока.
Северная верфь признана Минобороны единственным поставщиком корветов и фрегатов для ВМФ РФ, но в связи с тем, что ей придется делать еще и ледоколы, часть военных заказов, возможно, будет передана на "Янтарь". Судостроители отказались официально комментировать действия управляющей компании.

Свой человек

Идеолог новой стратегии — ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ), пояснил источник в ОСК. В начале сентября генеральный директор центра Андрей Дутов возглавил совет директоров ОСК. Это ключевая должность в оргструктуре госкорпорации: совет директоров принимает все решения, и стратегические, и тактические, например кадровые — вплоть до назначения глав предприятий. Источники в отрасли уверяют, что Андрея Дутова поддерживает глава Минпромторга Денис Мантуров.
Андрей Дутов давно и хорошо знаком с петербургским судостроением и является одним из приверженцев идеи закрытия Балтзавода. В начале 2000–х годов, когда он возглавлял совет директоров Северной верфи, Александр Несис, основатель группы "ИСТ", рассматривал варианты переноса производства с Балтзавода на Северную верфь. Затем эту идею пытался реализовать следующий хозяин судозаводов — финансист Сергей Пугачев, управляющим директором его Объединенной промышленной корпорации (в нее входили обе верфи) был как раз Андрей Дутов. Сергей Пугачев готов был вложить $3 млрдв строительство на месте Балтзавода 2,2 млн м2 жилья.
Что касается Адмиралтейских верфей, то ОСК предполагала перенести их на остров Котлин, построив там за 60 млрд рублей новую суперверфь. Но минувшим летом, как писал dp.ru, Дмитрий Рогозин дал понять, что о строительственовой верфи в Кронштадте речи не идет. Теперь госкорпорация предполагает свернуть производство дизель–электрических подлодок в Петербурге, переориентировав все новые заказы на "Севмаш". Пока Адмиралтейские верфи загружены до 2018 года.
Балтзавод уже не получает новых заказов. Неоднократно откладывавшийся конкурс на строительство двух атомных ледоколов для Атомфлота за 86 млрд рублей, по мнению источника в отрасли, будет свернут и объявлен заново, победителем станет, скорее всего, КГНЦ, на базе которого предполагается создать Арктический центр — он будет распределять заказы на строительство ледоколов и всех судов по освоению шельфа по программам "Роснефти" и "Газпрома" (это без малого 2 трлнрублей до 2030 года).

Одно к одному

О том, что ОСК настроена вполне серьезно, свидетельствует тот факт, что, возглавив совет директоров корпорации, Андрей Дутов первым делом снял с поста руководителя Балтзавода Александра Вознесенского, который играл против команды Пугачева, пытаясь вернуть активы завода, отчужденные структурами ОПК.  Dp.ru неоднократно писал об этом, в частности о тяжбе по поводу 6 га на Васильевском острове, которые по–прежнему контролируют аффилированные с ОПК компании. Также связанным с Сергеем Пугачевым компаниям принадлежат инженерные сети и некоторые цеха Северных верфей.
На пост нового руководителя Балтзавода Андрей Дутов хотел назначить Сергея Яковлева — он возглавляет в ОСК департамент имущества, а ранее работал в Росимуществе. Однако, принимая во внимание плотный производственный график Балтзавода, генеральным директором поставили опытного судостроителя Александра Коновалова, ранее возглавлявшего калининградский "Янтарь".
По информации dp.ru, Сергей Яковлев тем временем изучает имущественный комплекс завода. По словам источника в отрасли,минувшие выходные он провел на предприятии.

Высокий интерес

Девелоперы давно ждут, когда оба завода выведут свои мощности из города.
Инвесторов не смущают даже высокие затраты на рекультивацию. Например, на расчистку Балтзавода потребуется не меньше 2 млрд рублей, что сопоставимо с текущей рыночной стоимостью земли. Андрей Бойков из NAI Becar говорит, что свободная земля по соседству с Балтзаводом может стоить $0,5–1,5 тыс., а в районе Ново–Адмиралтейского острова — $1–1,5 тыс. за 1 м2. Его рекультивация обойдется в 500 млн рублей.
К территории острова давно прицениваются ретейлеры — как операторы DIY, так и продовольственные, прежде всего "Максидом", а также розничная сеть "Магнит". Интерес торговцев подогревается тем, что остров нуждается в современных торговых объектах, а свободных пятен для размещения крупных ТРК здесь нет.

Кампус или жилье

Если судьба земли Балтзавода зависит от решения ОСК, то развитие Ново–Адмиралтейского острова — от позиции города, которому принадлежит эта земля.
Экс–губернатор Валентина Матвиенко собиралась нарезать остров на лоты и продать их инвесторам. Исторические здания (они занимают половину из 17 га острова) планировалось приспособить для коммерческой недвижимости общей площадью около 45 тыс. м2, а остальные участки застроить жильем.
В городском комитете по промышленной политике и инновациям вчера воздержались от комментариев.
Губернатор Георгий Полтавченко в 2011 году собирался продать остров Санкт–Петербургскому университету для размещения студенческого кампуса.
Но у вуза собственных средств на строительство нет, а вопрос с бюджетным финансированием пока не решен.
По мнению же Николая Пашкова, генерального директора Knight Frank St. Petersburg, освобожденные промышленные территории оптимально застроить жильем — самым доходным типом недвижимости, чтобы отбить затраты на рекультивацию.
Когда в 2011 году мы обсуждали с Адмиралтейскими верфями вопрос о выводе предприятия с Ново–Адмиралтейского острова, то оценивали стоимость сноса построек предприятия примерно в 200 млн рублей. Не меньше должна была стоить рекультивация территории — здесь много вредных производств. Это очень большие затраты. Тогда проект собирались реализовать в рамках частно–государственного партнерства, целью которого было строительство Ново–Адмиралтейского моста. Сейчас речи о таком партнерстве не идет. Не уверен, что верфи возьмут на себя такие затраты.
Игорь Тупальский
президент ГК "Размах"
Предложение о размещении объектов Санкт–Петербургского государственного (тогда — Императорского) университета на территории Ново–Адмиралтейского острова было сделано еще специальной комиссией, сформированной императором Николаем II в 1915 году. Обсуждение этого вопроса возобновилось в 2012 году. Для обсуждения деталей проекта в прошлом году была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Росимущества, администрации Петербурга, Объединенной судостроительной корпорации и университета. Решение пока не принято.
Илья Дементьев
проректор Санкт–Петербургского госуниверситета