"Деловой Петербург". Деньги на воздух

Автор фото: Яндолин Роман
Третий парк запустил маршрутки с бесплатным WI-FI.

В Петербурге растет количество бесплатных точек доступа в Интернет. Бизнесменами, которые тратят деньги на организацию Wi–Fi, движет желание наладить контакт с властью, а также обострение конкуренции.

Петербургский бизнес все чаще вкладывается в установку бесплатных точек доступа в Интернет. Они появляются в парках, на улицах, в метро и даже в общественном транспорте. Для большинства местных компаний это имиджевый шаг, позволяющий повысить лояльность клиентов к собственной марке. Некоторые участники рынка отмечают, что технология позволяет переманивать клиентов у конкурентов, а также создает новый канал для размещения рекламы.

Бесплатная экспансия

Беспроводной Интернет появился в Петербурге еще 10 лет назад. Изначально эта услуга была исключительно коммерческой. Подключиться к Wi–Fi можно было в гостиницах, аэропортах и на вокзалах за определенную плату. Однако со временем в городе платные хот–споты начали вытесняться некоммерческими. С прошлого года этот процесс взяли под свой контроль городские власти. Под эгидой Смольного точки доступа стали появляться рядом с городскими достопримечательностями. Впоследствии городские власти взялись за покрытие Невского пр., станций метрополитена и наземного городского транспорта. К настоящему моменту число бесплатных точек доступа в городе уже перевалило за сотню.
Несмотря на то что многие городские точки позиционируются как проект правительства Петербурга, затраты на их установку и обслуживание чаще всего несет не бюджет, а телекоммуникационные операторы. Например, Невский пр. и ряд парков за свой счет покрывает ЗАО "ЭР–Телеком Холдинг" (торговая марка "Дом.ru"). Петропавловскую крепость обслуживает ООО "Прометей". Точки доступа в трамваях финансирует ОАО "МТС". По оценке Telecom Daily, организация одной точки свободного доступа обходится операторам в 100 – 200 тыс. рублей, а ее обслуживание — в 15 – 35 тыс. рублей в месяц.
Для "ЭР–Телекома" это уже не первый опыт организации бесплатных хот–спотов. Компания начала устанавливать их несколько лет назад в городах своего присутствия. Как правило, оператор предлагает доступ с ограниченной скоростью для всех желающих и повышенную скорость для абонентов своей проводной сети. "Мы хотим, чтобы абонент смог пользоваться нашими услугами дома, на работе и где бы то ни было в городе", — рассказал директор филиала ЗАО "ЭР–Телеком" в Петербурге Сергей Толстограев.
В Петербурге кроме повышения лояльности клиентов компания получает опыт прокладки коммуникаций в исторической части города. В центр оператор собирается выйти и со своими проводными сетями уже в ближайшее время. "Подобные проекты помогают наладить хорошие взаимоотношения с властями", — рассказал на условиях анонимности представитель еще одного оператора, участвующего в установке бесплатных точек доступа.
Некоторые операторы также научились использовать бесплатные точки доступа в Интернет для повышения эффективности работы своей сети. "Опыт крупнейших мировых операторов сотовой связи показывает, что организация Wi–Fi–зон эффективна для разгрузки 3G–сети оператора", — рассказали в МТС.
В 2013 – 2014 годах МТС планирует развернуть в тестовом режиме несколько подобных зон в крупных торговых комплексах города.

За свой счет

Частные транспортные компании, в отличие от органов власти, устанавливают точки доступа за свой счет. Но операторы связи, как правило, готовы поставлять оборудование и услуги со скидкой в обмен на возможность стать официальным партнером проекта. О такой схеме, в частности, договорились "Билайн" и ОАО "Третий Парк", который оснастил свои первые автобусы Интернетом в декабре прошлого года. "После установки точек доступа у нас на несколько процентов повысился пассажиропоток", — рассказал представитель компании Денис Данилов. Компания собирается расширять количество маршрутов, оснащенных доступом в Интернет.
Мобильную передачу данных также начала осваивать компания "Первое популярное телевидение" (ПTV), транслирующая рекламу в автобусах. ПТV уже вложила около 10 млн рублей в оснащение беспроводным Интернетом 100 своих демонстрационных систем.
"Интернет дает дополнительные возможности для рекламодателей, — рассказал гендиректор ПTV Михаил Бурцев. Компания сейчас экспериментирует с рекламой, снабженной QR–кодами с закодированными интернет–ссылками, а также демонстрирует рекламу пользователям своего Интернета. Пока эти возможности предлагаются клиентам компании в качестве бонуса, но Михаил Бурцев не исключает, что в будущем начнет окупать вложения.
Одно из обязательных условий для успешного функционирования коммерческих Wi–Fi–сетей — высокая скорость. У нас же она по сравнению с Европой и особенно с США крайне низкая. Поэтому и цены невысоки. За 300 рублей можно подключить безлимитный Интернет, которым можно пользоваться по всей России. К тому же у нас нет такого сосредоточения деловой активности, как в Нью–Йорке или Гонконге. Резкий рост количества бесплатных сетей в Петербурге объясняется тем, что компании рассчитывают на помощь городских властей при согласовании других проектов — например, если идет речь о вхождении оператора в определенный жилой фонд.
Денис Кусков
генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily