"Деловой Петербург". Булочки через монитор, или Кто ты такой

Автор фото: Меерсон Александр

 Корреспондент dp.ru Марина Васильева - о том, как компании с помощью интернета наживаются на доверчивости и нелюбопытности людей, часто нанося вред их жизни и здоровью

Недавно я увидела объявление: "Новый метод тахионного омоложения за 10 тыс. рублей". Конечно, не все помнят даже школьный курс физики, и о тахионе бытует представление как о частице, движущейся против времени. Но первая строчка статьи о нем в "Википедии" гласит: "гипотетическая частица". Получается, организаторы этого "бизнеса" рассчитывают, что клиенты даже не поинтересуются, как их будут омолаживать. Мы уже привыкли, что бизнес — это не только нечто осязаемое, как производство пирожков или ложек, но еще и интернет–сайты, консультации, технологии. Но некоторые умудряются построить вполне реальный бизнес на фикции, обмане доверчивых клиентов.
Моему другу предложили работу в компании, которая обещает по отпечаткам пальцев определить характер человека. Зарабатывает эта фирма на продаже мини–франшиз и "точек тестирования". В комплект, который можно приобрести за 20 тыс. рублей, входят сканер отпечатков пальцев, диск с тестирующей программой, руководство пользователя и 100 запросов в программу. За остальные запросы и за разделы теста (спорт, психология, здоровье) нужно доплачивать. Очевидно, что для составления такой программы нужна дактилоскопическая экспертиза и заключение психиатра на несколько тысяч человек. При этом результат не будет точным: корреляция может обнаружиться между чем угодно. Психология имеет много конфликтующих направлений, но от определения характера по форме черепа или, например, по форме пальцев левой ноги люди, кажется, отказались пару веков назад.
В Интернете можно найти видеоролик — инструкцию по скачиванию популярных медицинских препаратов из Сети за 300 рублей. Нужно "записать" лекарство на диск, поставить на этот диск стакан с водой — и вода станет целебной. Как гласит описание, новую форму лекарственных средств открыл иммунолог Жак Бенвенист. Несложно узнать, что Бенвенист (кстати, лауреат Шнобелевской премии) не смог повторить свои эксперименты под контролем комиссии. Программисты заявляют, что в коде страницы, которая "передает излучение", нет ничего, кроме таймера, но вот вопрос: а что там ожидают увидеть? Ведь никто не поверит, если какая–нибудь компания пообещает доставлять булочки через монитор.
Множество компаний, не нарушая закон напрямую, наживается на доверчивости и нелюбопытности людей, зачастую угрожая их жизни и здоровью, как в последнем примере. Мне кажется, секрет успеха таких фирм в том, что клиенту обещают не просто хороший продукт, а исполнение мечты — 500% прибыли по вкладу в банке, вечную молодость, ответ на вопросы, кто он такой и как жить дальше. Хватаясь за такие обещания, люди с радостью забывают, что не все возможно.