"Деловой Петербург". Кроссовер за 5,9 млрд рублей

Автор фото: Яндолин Роман

Несмотря на общее падение продаж автомобилей, производители готовы расширять мощности. Toyota вложит 5,9 млрд рублей в запуск производства в Петербурге кроссовера RAV4.

Компания "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (ТММР) в среду объявила о том, что инвестирует в начало производства кроссоверов Toyota RAV4 на своем предприятии в Петербурге 5,9 млрд рублей. В результате общие инвестиции японского автоконцерна в завод достигнут 16 млрд рублей. Предприятие Toyota в Петербурге¬ работает с 2007 года и вместе с еще тремя¬ автозаводами (Nissan, GM и Hyundai) входит в автокластер города. До сих пор на заводе мощностью 50 тыс. авто в год производилась только одна модель — Toyota Camry. С запуском производства RAV4, который намечен на 2016 год, мощность предприятия удвоится и составит 100 тыс. машин в год. Кроссоверы будут поставляться на российский и белорусский рынки.

С перспективой на будущее

На четырех петербургских заводах производится более четверти всех автомобилей российской сборки. С 2006 года предприятия автокластера выпустили уже более 1 млн машин. За это время автоконцерны потратили на их развитие около $1,5 млрд, совокупная мощность предприятий достигает 420 тыс. машин.
Кроме Toyota о расширении своего производства ранее сообщали Nissan и GM, их мощности должны увеличиться в 2014 году. В свою очередь, Hyundai вышел на проектную мощность 200 тыс. авто еще в прошлом году. "Инвестиционные планы предприятий объявлены больше года назад, и пока они не корректировались. Для этого нет повода", — говорит Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto–Dealer–СПб". Toyota строит новые цеха для увеличения локализации. Nissan готовится к началу производства кроссоверов Qashqai — нынешние объемы продаж модели соответствуют заявленным мощностям. General Motors пока не объявлял о новых моделях, но существенное расширение мощности завода говорит о том, что Петербург остается основной производственной площадкой концерна в России, объясняет он.

Чутки к спросу

Интересно, что весь последний год продажи новых машин как в Петербурге, так и в России падали — по итогам 7 месяцев они снизились на 4% и 8% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Производители реагируют на колебания спроса на авто.
"Каждый из петербургских автозаводов анализирует ситуацию на рынке и корректирует планы в зависимости от продаж. Предприятия не работают на склад, — говорит Михаил Чаплыгин. — В этом году примеров реакции заводов на спад продаж было несколько, и каждый случай был индивидуален и зависел от количества выпускаемых на заводе моделей, а также экспортных планов". Например, Nissan останавливался на 1 день в неделю в начале года, но производственная линейка предприятия широкая, поэтому серьезных остановок производства не было.
General Motors ушел на летние каникулы на месяц вместо традиционных 2 недель, при этом в нынешнем году это единственный завод в городе, который открыл производство новой модели, напоминает Михаил Чаплыгин.
По его словам, положительные тенденции на рынке позволяют уверенно себя чувствовать заводам Toyota и Hyundai, к тому же продукция обоих предприятий поставляется в страны ближнего зарубежья, чего не скажешь об остальных заводах местного автокластера.

Ходовая модель

В ТММР объясняют запуск сборки новой модели повышенным спросом россиян на RAV4. При этом эксперты рынка отмечают, что автопроизводителю необходимо отвечать на растущую конкуренцию в сегменте автомобилей класса SUV, к которому относится RAV4. Стоимость базовой комплектации RAV4 довольно высока для среднего кошелька российского автовладельца — она начинается от 998 тыс. рублей. По словам генерального директора автоцентра "Атлант–М Лахта" Евгения Пекарского, хотя ТММР была пионером данного рынка, конкуренты наступают ей на пятки.
"Многие кроссоверы из такой же ценовой категории, как и RAV4, имеют более широкую линейку двигателей и более низкие расходы на содержание автомобиля в динамике, — замечает Евгений Пекарский. — Также у конкурентов, имеющих сборочное производство в России, к примеру Opel и Chevrolet, существуют более выгодные ценовые предложения".
В связи с этим производство кроссовера в России стратегически важно для автоконцерна, так как позволит более гибко оперировать ценой на автомобиль.
Производство в России Toyota RAV4 — это правильное и своевременное решение. Эта модель продается прекрасно даже при общем падении уровня продаж автомобилей в России. Например, мы открыли новый центр Toyota в Мурманске и рассчитываем, что RAV4 станет локомотивом продаж. Кроме того, это родоначальник класса компактных внедорожников. Именно Toyota открыла этот сегмент рынка. Сейчас конкуренция на нем довольна серьезная. Среди основных конкурентов — Mitsubishi Outlander, Volkswagen Tiguan, Ford Kuga. Однако динамика продаж из всех перечисленных машин лучше всего именно у RAV4. Кроме того, этот автомобиль имеет самую высокую остаточную стоимость на вторичном рынке.
Игорь Седов
директор по развитию группы "Аксель"
Сегодня на петербургском заводе производится только Toyota Camry. Ниша кроссоверов сейчас более успешна, чем ниша бизнес–седанов. Они с каждым годом буквально отжимают рынок у легковых автомобилей. Например, каждый третий новый проданный автомобиль в России — это кроссовер. Российская сборка усилит интерес потенциальных покупателей. Но важно, чтобы за ней последовало снижение стоимости RAV4, которая сегодня воспринимается как относительно высокая. Шквального спроса на эту модель нет, а конкуренты в этом сегменте только усиливают свои позиции. При всех прочих равных характеристиках важную роль в привлечении покупателей будет играть именно цена.
Виталий Новиков
автоэксперт