В Греческом зале, в Греческом зале

Петербург известен как город с большим количеством музеев с богатыми коллекциями. Но, помимо экспозиционных, музеи имеют площади, где проводятся конференции, семинары и собрания.

Музеи сегодня — не самая заметная площадка для проведения конференций, семинаров и других бизнес–мероприятий.
"Музеи занимают небольшую долю на рынке подобных услуг, поскольку это непрофильное для них направление деятельности, к тому же требующее специального развития, — объясняет Инна Попова, директор по оценке УК "Магистр". — Хотя многие церемонии бизнес–премий и крупные события в жизни города проходят именно в стенах музеев".
С одной стороны, для музеев организация конференций — это дополнительный доход, который нужен учреждениям культуры. С другой — это отдельное направление, которым нужно заниматься, а непрофильные виды деятельности в музеях России воспринимается музейными работниками не всегда положительно. Кроме того, в Петербурге все–таки довольно много особняков, усадеб и дворцов, работающих на коммерческой основе, — это позволяет проводить мероприятия в исторических интерьерах, но не создавать себе дополнительные трудности в виде общения с музейными работниками.

Музейные площади

Василий Довбня, директор департамента консалтинга Colliers International в Санкт–Петербурге, называет такие музеи для проведения мероприятий, как Мраморный дворец (Русский музей), Юсуповский дворец, атриум Петропавловской крепости. Стоимость аренды таких площадок составляет от 200 тыс. до 500 тыс. рублей за мероприятие. Также сюда можно добавить Этнографический музей, Музей связи им. Попова, расположенный в особняке Безбородко. Конференц–залы в музеях вмещают от 20 до 400 человек.
В Русском музее отмечают, что так как в музейный комплекс входят и Мраморный дворец, и Инженерный замок, и Строгановский дворец, и Михайловский дворец, то площадей получается много, но они достаточно неоднородны. Например, в Строгановском дворце залы вмещают не больше 20–30 человек, а в Мраморном способны вместить и 100, и 200 человек. "Каждый из филиалов располагает площадями, все сводится к тому, какие потребности есть у конкретного мероприятия", — отмечает Анна Федорова, начальник отдела по связям с общественностью Русского музея. Современных музеев в Петербурге не так уж много, и один из них — Музей воды, который входит в состав Информационно–образовательного центра ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга". Здесь расположено шесть залов вместимостью от 10 до 250 человек.

Сложное место

Музей — сложная площадка для проведения мероприятий, прежде всего с технической точки зрения. "Конференц–зал должен обладать хорошей технической оснащенностью — свет, звук, аппаратура, — отмечает Инна Попова, — не все музейные учреждения обладают такими возможностями". Как правило, музеи находятся в старых зданиях с плохой электрической оснащенностью, проблемы могут возникнуть с мебелью, которую нельзя передвигать. В Русском музее, например, признают, что в некоторые залы просто невозможно провести Интернет.
"В то же время многие особняки могут похвастаться хорошей акустикой, обеспечивающей возможность провести мероприятие без микрофонов и систем звукоусиления", — рассказывает Василий Довбня.

Особые условия

Специфика учреждения накладывает определенные ограничения на проводимые в музеях мероприятия. Например, в Русском музее проводятся в основном мероприятия, связанные с его деятельностью: торжественные открытия, приемы Общества друзей Русского музея, награждения почетных деятелей музея и пр.
"Если и организовываются какие–то внемузейные специальные события, то они, как правило, носят культурологический характер", — рассказывает Анна Федорова.
"Проведение конференции в музее придает мероприятию особый статус, поэтому они могут подойти для мероприятий с приглашенными иностранными гостями или для статусных мероприятий крупных компаний", — считает Инна Попова.
Василий Довбня отмечает, что сейчас в деловом сообществе популярно проведение бизнес–мероприятий, совмещенных с культурными. Для такого микса как нельзя лучше подходят дворцовые интерьеры.
Эксперты утверждают, что получить доступ в музеи непросто: спрос на качественные конференц–залы в музеях высок, а предложение ограничено.