"Деловой Петербург". Создать добавочную стоимость

Автор фото: Грин Евгений

Антон Рахмановский (30 лет) основал инвестиционную компанию Leorsa в 2006 году. Сейчас под ее управлением находится $100 млн. Компания вкладывает деньги различных фондов в недвижимость в Петербурге и Москве, а также является аккредитованным инвестором при фонде "Сколково".

"Я всегда хотел заниматься собственным бизнесом — хотелось драйва", — вспоминает Антон Рахмановский. Чтобы открыть свое дело, молодой человек уехал в Швейцарию, где получил высшее экономическое образование в Business School Lausanne, а затем вернулся в Россию.
Идея своего бизнес–проекта пришла к Антону во время работы в банке Societe Generale Vostok в сфере кредитования корпоративных клиентов.
"Иностранные фонды, банки и инвесторы очень заинтересованы кредитовать российскую экономику — степень доходности здесь выше, чем в большинстве развивающихся стран. Российский бизнес сам заинтересован в зарубежном кредитовании — иностранные деньги традиционно дешевле, подход строже, но гибче, — рассказывает молодой человек. — Но при этом российский бизнес выстраивает абсолютно непрозрачные бизнес–процессы. То есть банк хочет профинансировать, клиент хочет эти деньги получить, но при этом все делают всё, чтобы ситуацию запутать".
Так определилась свободная ниша: молодой предприниматель выстроил инвесткомпанию, главной задачей которой была прозрачность всех бизнес–процессов и взаимоотношений с инвесторами.
Конечная цель холдинга, по словам Антона, это упаковка продукта под иностранный консервативный фонд. "Наш идеальный клиент — международный пенсионный фонд, для которого мы сняли все риски, выстроили прозрачную бизнес–модель и обеспечиваем высокую доходность", — уточняет он.

Вход и выход вторичен

Инвестиционная холдинговая компания Leorsa вышла на рынок в июле 2006 года. Источники первоначальных инвестиций и имена инвесторов Антон не раскрывает. При этом сегодня, по его словам, объем инвестиционного портфеля в 200 раз превышает стартовый капитал. Ключевые направления деятельности — инвестиции в недвижимость (офисные и жилые помещения) и инвестиции в инновационные научные разработки. Всего под управлением компании сейчас находится $100 млн.
Головной офис — в Петербурге, есть представительства в Женеве и Москве. В штате работают 30 человек.
Первым субъектом инвестирования в 2006 году стало предприятие по производству экспортных пиломатериалов Leorsa Timber, но из–за резкого падения цен на пиломатериалы на мировых рынках компания через 2 года вышла из бизнеса. В итоге операционный бизнес Leorsa продала, оставив себе технопарк в Вологде, который развивает до сих пор.
В конце 2007 года компания стала инвестировать в недвижимость, сейчас это ее основное направление деятельности. Холдинг ориентирован не на количественный, а на качественный рост, при этом срок входа в проект и выхода вторичен, важно создание максимальной добавочной стоимости.
Так, Leorsa Development развивает проекты коттеджных поселков в Москве и Московской области, а также инвестировала 1,6 млрд рублей в бизнес–центр Eightedges на Малоохтинском проспекте в Петербурге. Проект кредитуется Сбербанком на сумму 1 млрд рублей.

Узкий сегмент

Leorsa Innovations нацелена на поиск высокотехнологичных научных разработок для их коммерциализации и вывода на международные рынки. Так, холдинг подписал соглашение о первом раунде инвестиций в $1 млн в проект "Электронный язык" (сенсорные системы для анализа, например, вкуса новых медицинских препаратов).
"Эффективность инвестиций в инновации очень низкая: выстреливает в лучшем случае 1% проектов, это априори венчурный бизнес", — отмечает Антон. По этой же причине холдинг аккредитовался как инвестор фонда "Сколково": "Очень хочется разделить риски посредством грантового финансирования", — объясняет Антон.
"Компанию Leorsa cложно с кем–то сравнивать, они работают в достаточно узком сегменте рынка — делают упор на качество и потом получают премию к цене объекта", — говорит управляющий партнер инвесткомпании Skyline Capital Partners Сергей Кондрашин. По его словам, рынок вступил в зрелую стадию, характеризующуюся повышением требовательности конечных клиентов, что означает сегментацию рынка. В верхнем сегменте рынка, где работает, по мнению эксперта, Leorsa, делается ставка на премиальные объекты, зарабатывается повышенная отдача на капитал. В сфере недвижимости нормальной рентабельностью является 15 – 17% годовых, но эта цифра имеет умозрительный, общий характер — все зависит от характеристики конкретного проекта, стоимости покупки земли.