Изменение формата

Рынок семинаров в Петербурге переживает сложный период: спрос удовлетворяется, но не качеством, а количеством.

По оценкам экспертов, объем рынка тренингов в Петербурге — около $7 млн, темпы роста — почти 20% ежегодно. Эти показатели обеспечивают в основном не одиночные посещения мероприятий, а корпоративные программы обучения. Заказывает и оплачивает их работодатель. Для компании, которая стремится повысить квалификацию персонала, краткосрочный тренинг — самая доступная мера: для него не нужно собирать документы, не важно образование обучающегося, и времени отнимает мало.
Тем не менее игроки рынка в Петербурге считают, что город отстает от других российских мегаполисов по уровню интереса к образовательным мероприятиям. Объяснения предлагают разные: культура тренерства вовремя не была представлена публике, люди не готовы платить огромные гонорары тренерам мирового класса (день их работы стоит от $100 тыс. до $500 тыс.), а специалисты уровня пониже вызывают скептическое отношение, рынок потеснили бесплатные вебинары.
"Заметного изменения количества однодневных семинаров сейчас не наблюдается, — говорит Анастасия Иконникова, руководитель проекта "СПбТренинги.ру", но появилось много вебинаров на несколько часов. Качество информации более низкого уровня: обычно онлайн–встречи проводят тренеры–новички, которые привлекают низкими ценами и общедоступностью. Ведь на вебинаре можно присутствовать независимо от местоположения".

Быстрый рост

По словам Максима Никитинского, владельца информационного портала "Деловая афиша", рынок однодневных семинаров в Петербурге растет довольно быстро: организация мероприятия не требует больших затрат, а прибыль приносит значительную.
Условно действующие на рынке компании можно разделить на тех, кто работает на узкую аудиторию и уже завоевал постоянных клиентов, и тех, кто постоянно расширяет круг интересующихся.
Как профессиональные участники рынка, так и потребители услуги считают, что семинары дадут эффект для слушателя по окончании обучения (трудоустройство или хотя бы сертификат). При наличии такой цели "в конце тоннеля" люди платят за образование охотнее.
Проблему снижения качества услуг специалисты связывают именно с нежеланием аудитории платить квалифицированным тренерам.

Выживут лучшие

На данный момент предложение на рынке превышает спрос. Эксперты видят два варианта развития: либо выживут лучшие, рынок очистится от тренеров–однодневок, а как следствие, возрастет доверие аудитории, либо рынок разойдется на две ветви — специализированных программ и бесплатных развлекательных мероприятий.
Екатерина Гацак, директор по маркетингу компании "Активный мир", считает, что интерес к краткосрочному бизнес–обучению в Петербурге невелик: например, в городе всего один отраслевой портал ("СПбТренинги.ру"), который сообщает о постоянно действующих на рынке игроках и их мероприятиях. "Самая популярная тематика семинаров, безусловно, продажи, — добавляет Екатерина Гацак, — проблем с небольшими конференц–залами в городе нет — предложений хватает во всех ценовых сегментах. А вот залов высокого уровня с полной инфраструктурой сервиса для аудитории свыше 500 человек мало".

Вечные проблемы

Требования к помещениям для семинаров постоянно растут. Если несколько лет назад было достаточно комнаты со стульями, теперь важно наличие парковки, кофе–брейков, кондиционера и т. п.
О бесплатных мероприятиях, самых посещаемых, игроки рынка высказываются жестко, считая, что пользы от них мало. Тем не менее такие встречи проводятся все чаще: в креативных пространствах для молодежи ("Четверть", "Тайга") говорят о проблемах экологии, в коворкингах — о бизнесе и поиске партнеров ("Бюро"). Выступления, встречи и семинары нередко проводят в книжных магазинах. Посетители таких мероприятий признаются, что приходят скорее не для того, чтобы послушать ведущего, а чтобы пообщаться и приятно провести время.
"В отрасли существует вечная проблема привлечения и удержания клиентов, на что определенно влияет снижение качества проводимых тренингов, — говорит Анастасия Иконникова. — Многие отмечают, что рынок переполнен "юнцами" и что сейчас любой может стать тренером, что еще лет пять назад было просто немыслимо. Поэтому сейчас если и стоит идти на тренинг, то только к проверенному годами гуру. Но и ценник на такое мероприятие соответствующий. Несмотря на то что словом "тренинг" уже никого не удивишь, процент людей, которые хоть раз были на тренингах, по–прежнему очень мал".