Деловой туризм идет в рост

Репутация города, обладающего большим потенциалом для проведения крупных международных мероприятий, пока проявляется больше на словах.

Как показывает практика, текущая инфраструктура Петербурга не в силах справиться с растущим потоком деловых туристов. За последние несколько лет количество конференц–залов в Петербурге увеличивается в основном за счет отелей, доля же специализированных конгрессно–выставочных площадок составляет всего 8%. По данным Colliers International, в настоящее время общая площадь конференц–площадей составляет более 70 тыс. м2 совокупной вместимостью более 50 тыс. мест.
Большая часть залов, сдаваемых в аренду для проведения деловых мероприятий, расположена в гостиницах: в городе более 50 отелей предлагают в аренду более 300 залов общей площадью более 30 тыс. м2 и вместимостью более 20 тыс. человек.
Только 20% действующих бизнес–центров оборудовано конференц–залами. "Этому есть простое объяснение, — говорит Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований петербургского офиса Colliers International. — Конференц–зал не создает конкурентных преимуществ, не поднимает ставок аренды в бизнес–центре, поскольку арендаторам нет необходимости проводить крупные конференции каждый день. Для каждодневного использования достаточно оборудовать комнаты переговоров, устройство которых требует значительно меньших площадей".

Преимущества гостиниц

Площадь конференц–залов в бизнес–центрах, как правило, не превышает 150 м2. В основном это небольшие комнаты для переговоров и семинаров. Чаще всего эти площади снимают арендаторы бизнес–центров и торговых комплексов.
Гостиницы обладают более полной инфраструктурой, необходимой для проведения мероприятий различной специфики и масштаба.
"Как правило, обстановка в отелях более богатая, чем в бизнес–центрах, а возможности позволяют арендовать сразу несколько конференц–залов для проведения крупного мероприятия, — отмечает Александра Смирнова, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт–Петербурге. — Кроме того, гостиницы при размещении предлагают клиентам дополнительные скидки на аренду конференц–залов. Для бизнес–центров самым сложным является вопрос администрирования мероприятий, которые к тому же не всегда приносят высокую прибыль". Таким образом, услугу аренды конференц–залов чаще оказывают бизнес–центры высокого класса, обладающие дополнительными площадями и персоналом.

Зависит от отеля

Набор услуг, который входит в основной пакет аренды, порой сильно разнится в зависимости от выбранного отеля: в одном месте стоимость кофе–брейка или системы звукоусиления будет входить в общий пакет, а в другом придется оплатить эти услуги отдельно.
По словам Полины Дионесовой, координатора по организации встреч и мероприятий отеля Radisson SAS, в стоимость аренды залов их гостиницы входят LCD–проектор, экран, два флипчарта или белая доска (при необходимости), блокноты и ручки, стационарный набор канцелярии, а также минеральная вода для каждого гостя. "Небольшие переговорные комнаты также оснащены кофемашиной и чайной станцией, которыми гости могут пользоваться без дополнительной платы на протяжении всей конференции", — рассказывает Полина Дионесова.
Некоторые гостиницы предлагают конференц–пакет, включающий в себя питание, с указанием стоимости на человека. Как правило, конференц–пакет включает в себя аренду зала, кофе–брейк, систему звукоусиления, блокноты и ручки, бесплатный Интернет, воду для каждого участника. Но в большинстве отелей питание (кофе–брейки, обеды, ужины, коктейли или банкетное обслуживание) оплачивается дополнительно. Также за отдельную плату предлагают заказ синхронного перевода, установку плазменных панелей и персональных компьютеров.

Сезонность

Стоимость аренды конференц–залов в гостиницах варьируется в зависимости от размера и вместимости помещения, а также от его местоположения и функциональных характеристик. Как правило, конференц–залы сдаются на день (8 – 10 часов) или полдня (4 – 5 часов). В некоторых случаях минимальное время аренды может составлять 2 часа.
В среднем, по данным Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, стоимость аренды варьируется от 1000 до 7000 рублей в час. При этом рынок конференц–услуг находится в тесной связи с рынком гостиничной недвижимости и так же подвержен сезонности. Традиционно активный деловой сезон в Северной столице заканчивается в июле, после проведения Международного петербургского экономического форума. Количество деловых мероприятий снижается.
"Пик деловой активности, как правило, приходится на апрель, июнь, октябрь, — рассказывает Виктория Коренова, директор отдела продаж и маркетинга Courtyard by Marriott St. Petersburg Center West Pushkin Hotel. — В это время арендные ставки могут вырасти на 15 – 18%. Месяцами низкой деловой активности можно назвать ноябрь, март".
В целом Петербург является городом с интересными возможностями для организации деловой и культурной программы. Но для того, чтобы он стал крупной конгресс–столицей, одного строительства новых конгресс–холлов недостаточно. Необходимо улучшать инфраструктуру города целиком — транспорт, дороги, сервис. Что мы видим в дни проведения Петербургского экономического форума, саммита G20? С одной стороны, увеличение в разы деловой активности, с другой — переполненные гостиницы, пробки и перегруженный, в иногда и просто закрытый для рядовых граждан аэропорт. На сегодня, к сожалению, город с трудом справляется с проведением крупных мероприятий.
Вероника Лежнева
руководитель отдела исследований петербургского офиса Colliers International