"Деловой Петербург". Задача Якунина

Автор фото: Свистунова Валентина

 Редактор dp.ru Александр Сологуб - о том, на какие меры придется пойти руководству РЖД, чтобы госмонополия не стала сверхубыточной

Времена, когда грузооборот на железных дорогах медленно, но верно рос, повышались тарифы и увеличивались госсубсидии, остались в прошлом. Руководству РЖД предстоит экстренно сокращать текущие расходы и одновременно с этим внедрять новые услуги, чтобы переманить выгодных клиентов и нарастить доходы.
Непростая задача, учитывая, что вследствие роста железнодорожных тарифов большая часть высокодоходных грузов, прежде всего контейнерных, перешла на автомобильный транспорт, а РЖД перевозят в основном низкомаржинальные — уголь, руду, зерно.
Но и их объемы идут на убыль с конца 2012 года, уже тогда глава РЖД Владимир Якунин заговорил о грядущем кризисе на железных дорогах, ссылаясь на то, что объемы погрузки сокращаются, а следовательно, снизятся доходы компании. Тренд сохраняется до сих пор.
В качестве экстренной антикризисной меры Якунин урезал топ–менеджерам премии. Но тогда никто из них не думал, что дальше будет еще хуже: правительство РФ сократит бюджетные ассигнования, а затем заморозит тарифы.
Общая сумма потерь оценивается РЖД почти в 86 млрд рублей, что уже превышает уровень чистой прибыли, полученной госмонополией за 2012 год, — 78 млрд рублей, из которых, кстати, 57 млрд составили субсидии федерального и местных бюджетов.
Часть потерь железнодорожники пытаются отсудить у Минфина. В начале сентября Федеральная пассажирская компания ("дочка" РЖД) обратилась в арбитраж с иском о взыскании с Минфина и Федерального агентства по железнодорожному транспорту 9 млрд рублей компенсации за пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах.
В госмонополии не питают иллюзий по поводу радужных судебных перспектив. Недавно сам Владимир Якунин заметил, что "денег в бюджете нет". Поэтому придется резать расходы. Львиную долю (почти 40%) в расходах РЖД составляет оплата труда. В следующем году компания планирует сократить около 60 тыс. человек (это примерно 6% всех тружеников), что позволит сэкономить около 3 млрд рублей в год — несущественная сумма в сравнении с общим объемом потерь.
Недостающую для компенсации потерь сумму РЖД могут получить за счет продажи непрофильных активов. За прошлый год компания заработала на этом около 80 млрд рублей. Правда, стоит отметить, что большая часть суммы была получена от продажи Первой грузовой компании холдингу UCL Владимира Лисина, а также Транскредитбанка группе "ВТБ".
В руках РЖД остаются еще более привлекательные активы. Наверняка найдутся желающие на взращенное за счет РЖД ЗАО "Транстелеком" — один из крупнейших операторов связи России, владеющий сетью вдоль железных дорог (более 75 тыс. км), активно развивающий кабельное телевидение и широкополосный доступ в Интернет. По оценкам аналитиков, телекоммуникационная "дочка" РЖД может быть продана за 60 – 70 млрд рублей.
Вырученные средства железнодорожникам придется направлять в повышение своей эффективности и клиентоориентированности, а если грузовладельцы не потянутся к РЖД, то вполне вероятно, что отставка Якунина очень скоро из слухов превратится в реальность.