Спрос на калий

От притязаний на долю Сулеймана Керимова в "Уралкалии" отказалась "Роснефть", последний конкурент Владимира Когана. Эксперты спорят, кто станет конечным владельцем.

Судьба доли Сулеймана Керимова в "Уралкалии" уже месяц будоражит умы как участников рынка удобрений, так и трейдеров. О том, что бизнесмен намерен избавиться от своих 21,75% акций компании, стало известно примерно в тот же момент, когда был помещен под стражу глава компании Владислав Баумгертнер. С тех пор актив, по словам экспертов, начал жечь руки владельцу — и сразу же появилось множество претендентов на долю в калийном гиганте. Керимов рассчитывал выручить за него $4,5 млрд, что значительно выше рыночной цены.
В числе первых заинтересованных оказались Владимир Евтушенков, совладелец АФК "Система", Михаил Гуцериев, президент "Русснефти", и Владимир Коган, глава Госстроя. Из трех претендентов позволить себе такую покупку мог скорее Евтушенков, занимающий 23–е место в российском рейтинге Forbes с капиталом $6,7 млрд. Однако он одним из первых опроверг информацию о своей заинтересованности, заявив, что за этими слухами "ничего не стоит".
От возможной покупки доли в "Уралкалии" отказался и Михаил Гуцериев с состоянием $3 млрд — по крайней мере так заявили в "Русснефти". Из первой тройки не только не потерял интереса, но и усилил напор лишь Владимир Коган, бывший петербургский банкир и в масштабе города бизнес–фигура первой величины.
В тот момент, когда переговоры Когана с Сулейманом Керимовым, по слухам, шли уже полным ходом, появилась информация о заинтересованности в бумагах миллиардера Аркадия Ротенберга. Бизнесмен даже владеет схожим активом — компанией по производству фосфатных удобрений "Минудобрения" и подходящими капиталами — $3,3 млрд. Однако и он отказался от покупки актива, так же как и "Норникель" с одним из акционеров "Уралкалия" Филаретом Гальчевым, которые, правда, в новостном потоке об "Уралкалии" практически не мелькали. Последний, по новым данным, может даже продать и те 7% акций компании, которые приобретал вместе с Сулейманом Керимовым.
В результате наиболее вероятным покупателем по–прежнему остается Владимир Коган. Впервые о его заинтересованности стало известно в прошлые выходные после сообщения адвоката Александра Добровинского, который на своей странице в Facebook заявил о нем как об основном претенденте на акции Керимова. Позднее стало известно, что Коган намерен заплатить за долю в "Уралкалии", по разным данным, от $3,7 млрд до $4 млрд.
Для финансирования сделки бывший банкир собирался использовать и свои, и заемные средства. Однако его состояние оценивается в $0,95 млрд, это в 4 раза меньше заявленного объема выкупа. Известно, что глава Госстроя вел переговоры со Сбербанком о предоставлении ему кредита, также сегодня Добровинский сообщил о том, что Коган якобы уже выплатил первый транш в размере 20% от суммы сделки. Если эти данные верны, значит, Сбербанк кредит все же предоставил, в противном случае бизнесмену ради этой выплаты пришлось бы продать практически все, что у него есть.

Нефтяной след

Однако в тот момент, когда Коган уже вроде бы начал выкуп доли Керимова, в ход событий вмешалась "Роснефть". Источник, близкий к переговорам, заявил, что закрытие сделки вновь ставится под сомнение, а нефтедобывающий гигант вступает в борьбу за актив. В то же время глава компании Игорь Сечин заявил, что "калий пока не входит в периметр стратегических интересов" "Роснефти".
Нельзя сказать, что этими словами он опроверг возможную покупку — ведь у компании обширные интересы в Белоруссии, а "Уралкалий" может стать удобным инструментом в диалоге с белорусским правительством. "Роснефть" даже может добиться монопольных поставок нефти в страну. Параллельно с этим также появилась информация о том, что "Роснефть" не покупает долю Керимова, а занимается курированием его сделки с Владимиром Коганом. По данным этого источника, компания будет способствовать восстановлению хороших отношений "Уралкалия" с белорусским правительством.

Подогреть интерес

Однако эксперты, знакомые с ходом событий, отмечают, что все разговоры о покупке доли в производителе удобрений пока преждевременны. Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ "Норд–Капитал", отмечает, что текущая ситуация сильно напоминает историю продажи угольной компании "Распадская", только гораздо масштабнее. По его словам, даже информация о выплатах Когана на данный момент является ложной и служит для подогрева интереса будущих покупателей.
"Сейчас делать выводы еще рано — по моим данным, никакого фактического перемещения капиталов еще не было, — рассказывает аналитик. — Керимову выгодно нагнетать информационный фон, чтобы поднять цену на акции "с душком". Реальная работа с покупателями начнется тогда, когда цена на актив будет снижена до $3 млрд. Кроме того, доля может быть раздроблена на несколько частей".
По его словам, возможным покупателем акций "Уралкалия" может оказаться и Алишер Усманов. Миллиардер с первой строчки рейтинга Forbes ($17,6 млрд) только недавно продал пакет акций Facebook и располагает наличными для сделки. Эксперт считает, что его имя вскоре может появиться среди основных претендентов на долю Сулеймана Керимова в компании.