"Деловой Петербург". Новые виды хобби приносят доход

Автор фото: Беликов Валентин

Предпринимательница Ольга Абрамова развивает свое дело — небольшой магазин товаров для скрапбукинга — изготовления фотоальбомов и блокнотов с аппликациями. Рынок скрапбукинга пока невелик, но в последние несколько лет он увеличивается в 1,5 – 2 раза ежегодно.

Скрапбукинг — это изготовление фотоальбомов, блокнотов, открыток, слово произошло от английского scrapbook — "книга из вырезок". В Россию увлечение скрапбукингом пришло только несколько лет назад.
Ольга Абрамова открыла интернет–магазин товаров для скрапбукинга My–scrap 3 года назад, вложив в предприятие чуть более 100 тыс. рублей. Большая часть средств ушла на заказ продукции из США, где этот вид рукоделия очень популярен еще с 1960–х годов.
Через полгода работы места для коробок с товаром в квартире стало не хватать, и Ольга Абрамова решила открыть магазин площадью 50 м2 на Лиговском пр. "Арендовать склад нет никакого смысла, — рассказывает предпринимательница, — даже в небольшом магазине можно и товар разместить, и сделать его средством привлечения клиентов: проводить мастер–классы, консультировать по ассортименту. Часто бывает так, что человек приходит забирать заказ, сделанный в Интернете, видит красивые витрины и покупает заодно еще что–то". Сейчас оборот магазина составляет около 500 тыс. рублей в месяц.
В целом, объем петербургского рынка товаров для скрапбукинга за годы после кризиса вырос почти с нуля до 300 млн рублей (с учетом гипермаркетов и магазинов широкого ассортимента) и занимает теперь около 5% городского рынка товаров для творчества.

Сезонные волнения

До открытия своего дела Ольга Абрамова шила одежду на заказ, а потом заинтересовалась новым веянием — скрапбукингом. Первую прибыль магазину удалось получить уже спустя 4 месяца, правда, сезонный спад продаж стал для бизнесвумен неожиданностью.
В конце весны, когда люди стали проводить свободное время за городом или уезжать в отпуск, оборот магазина упал настолько, что владелице пришлось уволить двух продавцов и переехать в помещение поменьше — 30 м2. С наступлением осени продажи снова растут, и Ольга Абрамова старается удержать клиентов, приглашая специалистов для проведения мастер–классов.
Генеральный директор магазина "Скрапбукинг плюс" Дарья Бойко с сезонными спадами борется с помощью распродаж: "С весны у нас были большие скидки, возможно, поэтому сильного спада продаж не замечаем", — говорит она.
Аудитория магазина My–scrap — в основном женщины. Кто–то делает альбомы и открытки в подарок друзьям, некоторые этим зарабатывают, продавая свои изделия через социальные сети.
Предпринимателей, которые открывают для таких целей собственный сайт, почти нет: вложения в его создание и продвижение вряд ли окупятся, хотя стоимость самодельных скрапбук–изделий доходит иногда до нескольких тысяч рублей.

Быстрый рост рынка

Когда магазин открывался, конкуренции на рынке товаров для скрапбукинга почти не было: по словам Ольги Абрамовой, в России было всего 10 – 15 таких магазинов, сейчас их больше сотни. Причем конкурентом петербургского магазина может стать новосибирский или даже американский — отрасль по–прежнему процветает в Интернете. Главным критерием выбора магазина, считает предпринимательница, становится не цена товара, а широкий ассортимент: люди ищут место, где могут купить сразу все, что понравится.
Рентабельность бизнеса — около 30%, покупают обычно на 200–600 рублей. Самые дорогие товары — резаки для бумаги, прессы и другое оборудование покупают один раз, а расходный материал — бумага, бусины, подвески стоят недорого.
Появление гипермаркетов хобби–товаров в Петербурге, таких как "Леонардо" и "Модница", предпринимательницу не пугает. "Гипермаркетам важны дешевизна и массовость, — считает она, — у нас подход более индивидуальный, мы можем показать, что и как работает, и товар владельцы маленьких магазинов отбирают сами".
Карина Максимова, владелица магазина "Карамель", считает, что рост данной отрасли продолжится: "Рынок насыщен, но не настолько, чтобы не дать место для новых магазинов. Наши скрап–магазины не богаты ассортиментом, плюс–минус у всех все одинаково, поэтому новые игроки еще нужны".