"Деловой Петербург". Джон Слоан: "Нам есть чем поделиться: сыграем на схожести"

Автор фото: Яндолин Роман

Чрезвычайный и полномочный посол Канады в России Джон Слоан рассказал dp.ru о том, что делать с курортами после зимней Олимпиады, о бизнес–иммиграции и упрощении визового режима, а также о том, какие новые совместные проекты готовят предприниматели России и Канады.

Как вы оцениваете экономические и торговые связи между Канадой и Россией и в каких отраслях вы видите наибольший потенциал для сотрудничества?
— Двухсторонний товарооборот между Канадой и Россией оценивается приблизительно в $3 млрд. Но лично я считаю, что реального положения дел эти официальные данные не отражают — объемы гораздо большие.
Что касается отраслей, то традиционно в лидерах сельское хозяйство, нефтегазовая и горнодобывающая промышленность, транспорт. Но сейчас мы наблюдаем переход к новым сферам сотрудничества — космос, аэрокосмический сектор, нанотехнологии и ИТ–технологии. Потенциал, я уверен, не ограничен — наши страны очень похожи не только особенностями климата, но и размером территорий, протяженностью береговых линий и многим другим.
Если говорить о канадской пищевой промышленности, то по объемам поставок лидирует свинина, затем говядина и морепродукты. Велик объем экспорта в Россию генетического материала для воспроизведения животных. В целом относительно сельского хозяйства нам есть что предложить. Не говорю уже о наших строительных технологиях — к России, имеющей такой же суровый климат, они более чем применимы.
Как изменился уровень инвестиций россиян в канадский бизнес и наоборот? Какие крупные проекты готовятся к реализации канадскими предпринимателями в ближайшие годы в Петербурге?
— Официальная статистика говорит о ежегодных вложениях $500 млн в год со стороны канадского бизнеса и о таких же объемах с российской стороны. Но мне опять же кажется, что эти данные занижены. Например, одна только компания Kinross Gold имеет многомиллиардные обороты в России, компания Magna имеет пять заводов в России, компания Bombardier поставляет как большие коммерческие самолеты, так и самолеты для региональных перевозок. Полагаю, что с канадской стороны речь идет о гораздо больших объемах инвестиций.
Есть как минимум три крупные канадские компании, которые работают под Петербургом. Кстати, расстояние между странами только добавляет эффективности. Например, производитель двигателей для вертолетов Pratt & Whitney Canada работает круглосуточно: когда смена канадского офиса заканчивается, то эстафету перенимает петербургское представительство, за счет разницы во времени компания работает круглосуточно.
Что касается планов, то сейчас Ленинградская область и провинция Квебек разрабатывают крупные совместные проекты в сфере деревообработки, а также сельского хозяйства. Речь идет, например, о центре генетических исследований, в котором российские производители смогут ознакомиться с ведущими технологиями поддержания качества генетического материала. Пока это все на уровне планирования. Последнее, что было реализовано канадскими предприятиями в Петербурге, — отель Four Seasons, вторая сцена Мариинского театра.
Если говорить о восприятии канадскими предпринимателями российской бизнес–среды, то какие изменения произошли за последние годы?
— Если говорить о проблемах, то канадским инвесторам по–прежнему не хватает в России двух вещей: предсказуемости и прозрачности. Прозрачности законов, условий ведения бизнеса и регулирующих органов также. Если позитивных изменений не произойдет, то и увеличения потока инвестиций ожидать не стоит. На что еще часто жалуются канадские бизнесмены, подумывающие о бизнесе в России? На визовую систему. Получить разрешение на пребывание в стране и ведение какой–то деятельности крайне сложно. Нужно что–то с этим делать.
Если оценивать предсказуемость и прозрачность по 10–балльной шкале, то сколько бы вы лично могли дать России?
— Эти цифры очень отличаются от сферы к сфере, все зависит от сектора экономики. Не буду утверждать, что она самая непрозрачная, но большие опасения у канадцев вызывает положение дел в горнодобывающей сфере. В такой условной шкале я бы дал этой отрасли семь баллов из 10.
В Канаде в горнодобывающем секторе работают компании–юниоры и компании–гиганты. Так вот разведкой месторождений и определением размеров ресурсов в нашей стране занимаются компании–юниоры. После того как они что–то обнаружили, они имеют активы, которые могут продать большой компании, располагающей достаточными средствами для ведения добычи ископаемых. В России существуют лицензия на разведку и лицензия на добычу, и не обязательно одно перетекает в другое.
Когда приходит небольшая компания, которой необходимо собрать деньги на проведение разведывательных работ, то обеспечением считается, что в перспективе они что–то смогут добывать и заработают на этом. Если отсутствует уверенность, что будет получена лицензия на добычу, то компания не может работать. Вот это как раз и называется отсутствием предсказуемости. То есть наличие лицензии на разведку не гарантирует получения лицензии на добычу.
В России существует разрыв между разведкой и добычей, поэтому я считаю, что нужно улучшить условия работы компаний–юниоров, которые должны быть уверены — вне зависимости от того, удастся им найти месторождение или нет, — что они это делают не зря. Этот вопрос мы также поднимали на межправительственной экономической комиссии, работаем с российскими ведомствами, ответственными за работу в области добычи ископаемых.
Я бы хотел подчеркнуть, что 50% всего объема горной добычи во всем мире ведется именно канадскими компаниями! В России, например, компания Kinross Gold добывает до 8% всего объема золота, это не самый крупный игрок на этом рынке в России, но один из ведущих. У лидера по добыче золота в мире — канадской Barrick Gold есть месторождение в Мурманске, но оно еще в разработке.
Планирует ли Канада вслед за США облегчить визовый режим для путешественников, включая бизнес–туристов?
— Визовые системы Канады и США в чем–то схожи, и в чем–то мы ориентируемся на наших соседей. Но я не считаю, что получить американскую визу россиянину проще или удобнее: желающим въехать в Канаду не нужно проходить собеседование в консульстве, например. Кроме того, российские бизнесмены, которые намерены посещать Канаду по делам, теперь могут получить 10–летнюю мультивизу! Пока не все это знают. То есть виза будет открыта на весь срок действия российского загранпаспорта.
Кстати, положение россиян и канадцев в визовом вопросе пока сложно назвать равным — 10–летних виз Россия пока не выдает, плюс по–прежнему требуются дополнительные бумаги, например письменное приглашение.
Некоторое время назад многие россияне активно иммигрировали в Канаду. Но затем прием иностранцев вашим государством сократился. Каким образом сегодня строится миграционная политика и поддерживается ли каким–либо образом бизнес–иммиграция?
— Канада всегда была страной эмигрантов, она из них состоит. Не совсем верно говорить о том, что канадское правительство сокращает приток эмигрантов. Просто меняются приоритеты и причины, по которым страна принимает людей из разных стран, и это связано со многими факторами, в том числе экономическими.
Сохраняются программы беженцев, эмиграция по причинам гуманности или воссоединения с семьей. Но главным образом страна отдает предпочтение людям с хорошим образованием. Преимущество имеют специалисты сферы информационных технологий, нанотехнологий, программирования, инженеры. Мы их ждем.
Ранее существовала программа инвестиционной эмиграции — можно было получить вид на жительство, вложив в экономику Канады около $800 тыс. Действие этой программы приостановлено, но она не отменена окончательно — на данный момент ее будущее обсуждается.
А сколько россиян Канада готова принимать на данный момент?
— О том, сколько потенциально может, я не скажу, но по факту жителями Канады ежегодно становятся около 2 тыс. россиян. Кроме того, около 2 тыс. молодых россиян проходят обучение в Канаде — в сфере образования я вижу огромный потенциал для сотрудничества между нашими странами.
Канада в 2010 году принимала зимние Олимпийские игры, к которым теперь готовится Россия. Как вы оцениваете полученный экономический эффект и с какой загрузкой теперь используются возведенные к Играм объекты?
— Начну с отличий. Ванкуверский курорт "Вистлер", который принимал Игры 3 года назад, уже был развитым горнолыжным курортом, работавшим не один десяток лет: его открыли еще в 1964 г. Ванкувер 2 раза подавал заявку на проведение Игр до того момента, как в 2006 г. она была принята. По сути, строить потребовалось не так уж и много — трамплины, санные трассы, кое–что из инфраструктуры, модернизировались устаревшие подъемники и так далее. Но многие основные объекты уже эксплуатировались, например шесть или семь хоккейных катков. В итоге затраты составили порядка $6 млрд, если не ошибаюсь. Вернуть инвестиции в полном объеме пока не удалось — окупаемость таких проектов находится в долгосрочной перспективе. Насчет сегодняшнего использования курорта на все 100% я ничего не могу сказать — "Вистлер" продолжает работать как горнолыжный курорт, но, как используются трассы для бобслея, трамплины и санные пути, мне неизвестно.
В сочинской Красной Поляне я был несколько раз. Думаю, что к Олимпийским играм все будет достроено в срок. Но уже сейчас российскому правительству нужно задуматься о том, как будет использоваться все это множество объектов после Игр. Может быть, хоккейную школу затем организовать.
Вы написали книгу о швейцарском виноделии и известны как любитель и знаток вин. Что вы скажете о винах российского производства, а также как оцениваете стоимость импортируемого вина в российских магазинах и ресторанах?
— Французские и итальянские вина в России очень дороги, я бы даже сказал, слишком дороги! А вот наценка на аргентинские и чилийские вина вполне адекватная. Из российских вин мне лично очень нравятся "Крю Лермонт" и "Шато ле Гран Восток". Кстати, я считаю, что российские виноделы могли бы преуспеть в производстве уникальных локальных вин. Канада, например, прославилась своим айсвайном — вином из винограда, собранного после заморозков. Так что, даже несмотря на суровый климат, и в России можно сделать этот бизнес прибыльным.
 
 

Справка

Канадцы в России

> Товарооборот между Канадой и Россией достигает $3 млрд в год.
> Среди самых крупных представителей канадского бизнеса в России — компании Kinross Gold, Magna, Bombardier. В этом году в Петербурге открылась гостиница сети Four Seasons, оператором которой выступает канадская Four Seasons Hotels & Resorts.

 
 

 
 

Биография

Джон Слоан (John C. Sloan)

> Закончил Стэнфордский университет в 1973 г., Лондонскую школу экономики в 1975 г. и Школу бизнеса в Лозанне в 199о г. Выступал специальным советником управления финансовых услуг в Великобритании, возглавлял бюро экономической политики в г. Оттаве.
> С 2010 г. посол Канады в РФ.