"Деловой Петербург". Давайте выясним отношения

Автор фото: Кульгун Андрей

Президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей Роман Пастухов - о том, какие ожидания есть у представителей малого и среднего бизнеса от сотрудничества с городскими властями

Так сложилось в Петербурге, и не только в Петербурге, а в современной России, что большая часть малого и среднего бизнеса работает в области торговли и услуг. Конечно, нам хотелось бы, чтобы у нас сложилось как в Германии, где малый и средний бизнес, объединенный многолетней кооперацией, производит автомобили "порше" и "мерседес", но реальность такова, что в годы перестройки и первые годы становления новой России инженеры, врачи и учителя — интеллектуальная элита страны — устремились туда, где можно было выжить в те суровые годы — в сферу торговли и услуг. Они открывали свои первые магазинчики, ларьки, как тогда их называли, и появилась возможность кормить семью, создавать рабочие места и платить налоги. То есть возник сектор экономики. В Петербурге этот сектор занимает до 80% всего малого и среднего бизнеса. Как ни старалось городское правительство привить малому бизнесу инновационную жилку и перевести его в производство, ничего пока с этим не выходит. Ну нет еще у нас условий для массового открытия производств.
Тем временем малый бизнес вовлечен в арендные отношения с городом. Эти отношения с начала 2013 года стали запутанными и даже странными. До этого момента в городе действовала Адресная программа размещения нестационарных объектов, и она была городским законом. Попал в программу — ты есть на рынке, и аренду с тобой продлевают. И вдруг программу, над совершенствованием которой работало не одно поколение чиновников, ликвидируют и взамен предлагают бизнесу малопонятную "схему размещения". Предприниматели же просят немного: например, тем, кому в прежние годы разрешили строить свои павильоны на законных основаниях, продлить возможность работать. Одновременно исключить из закона ограничения по площади для тех, кому уже было это официально разрешено. Ввиду того что торговать социально опасными товарами, такими как алкоголь и сигареты, в нестационарных объектах уже запрещено федеральными законами, нужно отменить все ограничения по расстояниям до образовательных и медицинских учреждений. Ну не несет малый бизнес уже никакой опасности. И, наконец, то, чего хотят все, — это вернуть торговлю к метро, в 50–метровую зону. В Петербурге на протяжении всех последних лет не произошло ни одного террористического инцидента, связанного с размещением павильонов около станций метрополитена. Просто нужно составить перечень товаров, которые можно продавать у метро. Все эти вопросы сегодня на заседании актива в Союзе мы обсудим с председателем КУГИ Марией Смирновой и председателем КРППР Эльгизом Качаевым. Надеюсь, бизнес получит ответы из первых уст на самые горячие вопросы — это сейчас очень важно.