"Выходной Петербург". Новый сад

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Пресс-конференция, посвященная представлению нового Санкт-Петербургского Международного театрального фестиваля. На снимке: художественный руководитель фестиваля, режиссер Лев Додин.

 Дмитрий Циликин - о новом прочтении "Вишневого сада" в Малом драматическом.

Лев Додин говорит, что спокойно относится к делению на сезоны: с окончанием прошедшего ничего не кончается, новый лишь продолжает начатое. Тем не менее возглавляемый им Малый драматический открыл 69–й сезон, и планы на него вызовут прямо–таки сердцебиение у всех, кто знает и любит эту лучшую в России драматическую труппу.
Лев Абрамович репетирует "Вишневый сад" — в феврале, как он выражается, "попробуем родить спектакль". Эту чеховскую пьесу Додин уже ставил 19 лет назад, сейчас предполагается совершенно новое ее прочтение, поскольку "исторический и жизненный опыт вызывает другие ассоциации". Спектакль 1994 года украшали несколько замечательных актерских работ, но и нынешний кастинг — закачаешься! Раневской назначено стать Ксении Раппопорт, кроме нее заняты лучшие силы всех поколений МДТ: Игорь Иванов, Петр Семак, Татьяна Шестакова, Сергей Курышев, Сергей Власов, Елизавета Боярская, Данила Козловский. Как всегда в этом театре, погружение в автора идет на максимальную глубину: репетировали в том числе в деревне под Гамбургом, где удалось найти огромный вишневый сад, каких у нас уж нет, и в Ялте, хотя там, по словам Додина, "чеховский воздух порядком загрязнен пылью курорта".
Но прежде классики грянет современность. В ноябре завершается проект "Мы + Они = Мы". Весь год театр представлял эскизы спектаклей по пьесам и прозе авторов окрестных стран, исследующих самые болезненные кровоточивые сюжеты нашей общей трагической истории. Теперь шесть готовых работ и еще одна совсем новая объединятся в фестиваль, который пройдет уже не на Камерной, а на Большой сцене.
Предполагается, что приедут сами писатели и драматурги — не только посмотреть, но и пообщаться с публикой.
Лев Абрамович сетует на то, что образования в стране все меньше, и надеется, что фестиваль выполнит в том числе образовательную функцию: "Хотя мы не занимаемся политическим театром, хотелось бы и художественности. Климат в стране и в мире — все больше ожесточения, нетерпимости — сказывается и на нас. Мы все больше узнаем о запретах и все меньше о разрешениях. Обществу остро не хватает гуманизма, любви, терпения, понимания — в том числе понимания своей истории". Дальше что–то из сделанного войдет в репертуар Камерной сцены, а может быть, и Большой.
В 1990–м Додин поставил спектакль "Гаудеамус" по повести Сергея Каледина "Стройбат", который стал мировым хитом, были годы, когда его участники проводили на гастролях времени гораздо больше, чем дома. Оказалось, что даже такой прокат не удовлетворил интереса к "Гаудеамусу", и театр предпримет его капитальное возобновление. Премьера в мае на больших парижских гастролях, афишу которых кроме нее составят "Три сестры" (их парижане уже видели) и "Коварство и любовь".
Вообще МДТ, как всегда, собирается много ездить, причем не только по миру — по словам худрука, "ездить по России становится все интересней и содержательней". Только что труппа вернулась с гастролей в Екатеринбурге, где классическая пьеса Ибсена "Враг народа", по которой Додин поставил захватывающе злободневный спектакль, воспринималась буквально как часть предвыборной мэрской кампании, принимали на ура — и выбрали Ройзмана.
В конце сезона предполагается начать работу над какой–нибудь итальянской классической пьесой в копродукции с другим театром Европы — Пикколо ди Милано. Ставить ее будет итальянский режиссер. А сам Лев Додин обратится к классической английской пьесе — "Гамлету".