Вынос института мозга

Борьба за имущество РАН вышла на новую стадию: похоже, что сотни объектов сменят собственника.

Битва за Российскую академию наук (РАН), точнее за ее многочисленные объекты недвижимости и земельные участки, вступила в новую стадию. Стороны не скрывают, что в центре их внимания именно недвижимость, и переходят к прямым обвинениям.

Недовольство мирных бюджетников

Изначально инициированная правительством реформа РАН предполагала объединение академии с другими научными структурами, а также передачу права управления имуществом РАН (а это многие сотни объектов недвижимости и огромные земельные участки) особой госструктуре. Ученые выразили недовольство, их поддержали левые политики, в воздухе запахло недовольством тех, чьего недовольства в Кремле боятся особенно, — мирных бюджетников. Проект реформы смягчен, ее контуры еще обсуждаются.
На днях сторонники реформы выдали очередной залп по РАН: вышедшие на двух федеральных каналах фильмы рассказывали, что академия использует свои активы не только для науки, но и, например, отдает их под элитную застройку.
Президент РАН Владимир Фортов в долгу не остался. "Чиновники всегда хотели рулить РАН, нашим имуществом и активами, — прямо заявил он. — В этих фильмах представлена разнузданная ложь. Их заказчиков не интересует, как сделать нашу работу эффективной, их интересует только имущество и только деньги".
Политологи говорят, что правы в этом вопросе обе стороны. По их словам, РАН действительно использует свое имущество не вполне эффективно. Но и тезис о том, что реформа затеяна только ради контроля над имуществом, вполне справедлив.
Реформа будет проведена, и Академия наук лишится контроля над имуществом, уверен политолог Александр Конфисахор: "Силы очень уж неравны. Ученым удастся смягчить удар, в том числе потому, что власти не идут на открытый конфликт. Но не более того: контроль над имуществом будет передан другим, и мы настроим против государства очередную группу населения".

Ученые нахимичат

Эксперты рынка недвижимости считают, что каждый должен заниматься своим делом: наукой — ученые, недвижимостью — специалисты в этой области.
"Когда ученые начинают химичить, ничего хорошего не получается, — говорит Николай Казанский, генеральный директор Colliers International в России. — Это не такой уж и доходный бизнес, но, чтобы вести его без ошибок, нужны профессионалы".
Самих ученых больше всего страшит перспектива, что "эффективное управление" их недвижимостью на деле обернется ее продажей и, соответственно, их переселением в менее комфортные и приспособленные для работы условия.
В Петербурге Академии наук принадлежит 44 объекта и групп объектов по всему городу. Больше всего таких объектов на Васильевском острове и Петроградской стороне (подробнее см. карту и "Справку"). Три четверти зданий относится к старому фонду.
"С такими объектами обычно много проблем, хотя их расположение, конечно, — это их большой плюс", — отмечает Николай Казанский. По его словам, если получить эти объекты в управление и иметь возможность использовать их не только по основному профилю, нужно рассматривать каждый случай в отдельности. Иногда будет уместно частичное использование под офисы. В других случаях будет эффективнее здание продать и купить более функциональное.
В конфликт правительственных либералов и ортодоксов из Академии наук первые лица государства предпочитают не вмешиваться. Владимир Путин, когда его все–таки вынудили высказаться, сказал, что реформировать надо, но и академиков слушать надо, что прокуратура должна все проверить, но "без кампанейщины" — словом, никаких резких движений не будет. В этом — последний шанс академиков.

Не перейти опасную черту

Уничтожать все пути к примирению в академии не спешат — у инициаторов реформы больше рычагов давления, и лобовое столкновение академикам невыгодно. О компромиссе на заседании РАН и говорили: нужно создать из числа ученых комиссию, которая изучит вопрос использования имущества РАН, предложил академик Владимир Захаров.
"Я прошу, чтобы мы с вами не перешли ту опасную черту, за которой мы не сможем искать компромиссы", — поддержал его Владимир Фортов. Он добавил, что оппоненты только и ждут резких высказываний, чтобы использовать их в своих интересах. Следует быть сдержаннее, призвал Владимир Фортов: РАН делает ставку на нежелание Владимира Путина открыто поддерживать одну из сторон.
 
 

Справка

Чем владеет Академия наук в Петербурге

> РАН в Петербурге принадлежит 44 объекта и групп объектов по всему городу. Больше всего их на Васильевском острове — 16: несколько зданий на Университетской наб. (в том числе главный научный центр, Кунсткамера, Зоологический музей и Зоологический институт), в окрестностях университета — на Биржевой линии (библиотека и архив РАН), на наб. Макарова (Институт физиологии в здании психфака СПбГУ), Менделеевской линии, на Большом пр. (два здания институтов РАН) и т. д.
> На Петроградской стороне РАН принадлежат пять комплексов зданий, в числе которых Институт прикладной астрономии на Ждановской наб., Институт мозга человека на ул. Академика Павлова, Ботанический сад, институт и музей на ул. Профессора Попова.
> В центре Петербурга РАН принадлежат еще 10 объектов, среди которых — три института и Дом ученых на Дворцовой наб., Институт истории искусств на Исаакиевской пл., два здания на наб. Кутузова, Экономико–математический институт на ул. Чайковского, зоологический — на Английском пр., математический — на наб. реки Фонтанки.
> Также РАН принадлежат несколько зданий на окраинах города, автотранспортное предприятие, поликлиника, больница и пансионат, а также целый ряд зданий в окрестностях и пригородах Петербурга, в частности — комплексы зданий в Колтушах, Буграх и Парголово, два института в Петергофе и один — в Гатчине, здания обсерватории на Пулковском шоссе и в поселке Александровская.