"Деловой Петербург". Тарифы заморозят на год

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Правительство РФ планирует заморозить на год тарифы естественных монополий. Промышленники надеются, что это позволит им вернуть утраченную конкурентоспособность.

Правительство России намерено со следующего года изменить схему регулирования тарифов естественных монополий — поставщиков газа, электроэнергии, операторов железнодорожных перевозок. Об этом рассказал в интервью агентству Интерфакс министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Тарифы для монополистов сейчас индексируются по формуле "инфляция плюс надбавка", что предполагало, например, увеличение стоимости газа в 2014 году на 15%.
В перспективе темпы прироста монопольных тарифов правительство планирует ограничить уровнем инфляции. А до введения новой формулы, в переходный период, который продлится год, государство не намерено повышать расценки естественных монополистов. Так, например, предполагается, что тарифы на услуги ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) будут проиндексированы только в январе 2015 года. Индексация по газу и электроэнергии традиционно происходила каждый год в июле. Теперь вот цены на энергоресурсы останутся неизменны до июля 2015 года.

Очень высокие цены

Одна из главных причин пересмотра принципов тарифного регулирования — утрата конкурентных преимуществ российскими компаниями. Все без исключения опрошенные "ДП" промышленники в унисон заявили, что поддерживают инициативу правительства РФ, поскольку безудержный рост тарифов (за прошлый год газ подорожал на 15%, электроэнергия — на 30%) лишает местных производителей конкурентных преимуществ.
Некоторые из опрошенных при этом сетовали, что уже неоднократно пытались участвовать в поставках комплектующих иностранным компаниям. Но, как правило, безуспешно, поскольку заказчикам было выгоднее производить комплектующие в Китае, оплачивая их доставку в Петербург и таможенные пошлины. В условиях удорожания энергоресурсов и нехватки инженерных сетей многие промпредприятия активно внедряют энергосберегающие технологии. Это хоть как–то нивелирует рост себестоимости из–за расходов на электроэнергию.

Инфляция минус

Целью замораживания тарифов в правительстве называют обуздание инфляции. По словам Алексея Улюкаева, эта мера позволит снизить инфляцию в 2014 году на 0,4 – 0,5 процентного пункта, до 4,58 – 5,5%. Российские компании смогут сэкономить в 2014 году на газе и электричестве, по оценкам Минэкономразвития, около 130 млрд рублей. Однако, с другой стороны, именно растущие тарифы являются главным источником финансирования инвестпрограмм монополистов. Ранее представители энергокомпаний и РЖД неоднократно выступали за индексацию тарифов, обосновывая эту точку зрения необходимостью инвестиций в строительство и реконструкцию своих мощностей. Но при подготовке данного материала комментариев от них добиться не удалось. "Тарифная политика и вопрос внесения изменений в инвестиционную программу Федеральной сетевой компании регулируются государством", — сообщили в пресс–службе филиала ОАО "ФСК ЕЭС" — МЭС Северо–Запада. Подобные комментарии последовали и от других компаний.
Алексей Улюкаев, впрочем, полагает, что инвестпрограммы монополий не подвергнутся существенным сокращениям, поскольку их поставщикам также придется снизить цены. "Несомненно, инициатива по сдерживанию темпов роста тарифов естественных монополий может быть оценена исключительно положительно, — говорит аналитик ИК "Энергокапитал" Василий Копосов. — Однако ее реализация, вероятнее всего, столкнется с массой трудностей. Недофинансирование инвестпрограмм энергокомпаний обычно покрывается за счет государственных средств, в основном за счет масштабных допэмиссий. Одним из примеров является финансирование инвестиционных программ "РусГидро". Сейчас "РусГидро" завершает размещение допэмиссии на 50 млрд рублей на финансирование строительства генерирующих объектов на Дальнем Востоке".
Мы имеем безосновательный рост тарифов на газ и электричество. Инфляция за весь прошлый год составила 7%, а электричество в момент подорожало на 30%, газ — на 15%. Более 10 лет обсуждаем в Союзе промышленников динамику цен на энергоресурсы. Энергетики всегда говорят, что им нужна инвестиционная составляющая в цене, чтобы модернизировать инфраструктуру. Но жизнь показывает, что тарифы растут, а энергетика надежней не становится. В этих условиях тяжело конкурировать с иностранными производителями. Мы реально пытались стать поставщиками германского энергомашиностроительного концерна Siemens, но в итоге ему оказалось выгодней завозить сюда комплектующие из Китая.
Павел Плавник
генеральный директор ОАО "Звезда"
Для нас, судостроителей, тарифы на газ и электричество — это весьма ощутимые расходы. В России постройка судна уже обходится дороже, чем в Румынии, Польше, не говоря уже про Южную Корею. В ней, правда, цены на электричество такие же, как у нас, но там есть существенная господдержка. Высокие цены на строительство судов в России складываются во многом благодаря тарифам естественных монополий. Хоть как–то смягчить рост издержек нам помогает модернизация производства, внедрение энергосберегающих технологий. Планируем к середине 2015 года сократить расходы на газ как минимум на 30%, а может, удастся и на все 50%. Почему бы энергетикам не заняться тем же самым?
Александр Соловьев
Генеральный директор ОАО "Выборгский Судостроительный Завод"