"Деловой Петербург". Нашествие китайцев

Автор фото: Global Look Press

Китайские производители смартфонов усиливают позиции на мировом и российском рынках. Этому способствуют растущее качество гаджетов и более низкая цена, чем у традиционных поставщиков.

Китайские производители смартфонов усиливают присутствие собственных брендов на российском и мировом рынках. В России уже появляются официальные дистрибьюторы и фирменные точки продаж новых марок, которые до последнего времени ввозились лишь по неофициальным каналам. Не все российские сети готовы работать с китайскими вендорами из–за проблем с маркетингом и дистрибуцией. Однако ретейлеры признают, что в ближайшие несколько лет производители из Поднебесной потеснят сегодняшних лидеров продаж.

Наращивая мускулы

По данным исследовательской компании Canalys, ко II кварталу 2013 года 20% продаваемых в мире смартфонов были выпущены под пятью китайскими брендами. В России их доля пока меньше — два самых распространенных у нас китайских бренда ZTE и Huawei, по данным "Евросети", занимают лишь 3,45% общего количества проданных смартфонов. А выручка от их продажи составила 2,3% общего объема местного рынка. Хотя цифры скромные, в прошлом году эти компании занимали всего 0,32% рынка по количеству и 0,29% по выручке. А это значит, что увеличить свою долю им удалось в несколько раз.
По данным МТС , в целом российский рынок смартфонов в 2012 году достиг 138 млрд рублей (67% рынка сотовых телефонов). Существенная разница между российскими и мировым показателями объясняется тем, что основную долю телефонов китайские производители распродают на внутреннем рынке — настолько велик спрос. Впрочем, сейчас они постепенно переориентируются на экспорт.
Китайские смартфоны ZTE и Huawei в основном закупают российские сотовые операторы для продажи под собственными брендами. Но с недавнего времени производители стали продвигать устройства и под собственными именами.
Также в федеральных сетях уже появились устройства производителя ноутбуков Lenovo Group Limited и бытовой электроники BBK Electronics под брендом OPPO. Проникают в Россию и телефоны менее крупных производителей. Например, уже больше года в стране легально продаются телефоны Meizu Technology Co. Компания приобрела известность, когда получила судебный запрет со стороны Apple на копирование внешнего вида iPhone. Но позже производитель разработал свои собственные оригинальные устройства. Дистрибьютор компании в России — ООО "Телеком ИнфоПроект" — этим летом открыл первую монобрендовую точку продаж в Москве, и в сентябре такая же откроется в Петербурге.

Никакого маркетинга

"Растущая популярность китайских смартфонов связана с тем, что они за последнее время выросли в качестве", — уверен представитель "Телеком ИнфоПроект" Роман Стиханов. Кроме того, по его словам, при меньшей цене их характеристики зачастую не хуже, а иногда и лучше, чем у существующих флагманов.
"Покупая смартфон традиционных производителей, мы отдаем половину цены за известный бренд. А стратегия китайцев сейчас направлена на продажу большого количества аппаратов с низкой наценкой", — рассказал генеральный директор ООО "Юртайм" Александр Шмагайло.
Его компания после года переговоров смогла договориться об эксклюзивной дистрибуции известных среди российских ИТ–энтузиастов смартфонов марки JiaYu. После сертификации они появятся в торговых сетях.
Представители торговых сетей сдержанно оценивают возможности китайских компаний.
"Они концентрируются в бюджетном и среднем сегментах. И в ближайшее время ситуация вряд ли изменится", — считают в "М.видео".
"Даже у крупных китайских производителей сейчас нет четкого позиционирования на российском рынке, — говорит вице–президент по коммерции "Евросети" Виктор Луканин. — Они не могут ни сформировать внятный модельный ряд, ни придумать звучные бренды".
Кроме того, по словам Виктора Луканина, у китайцев до сих пор нет нормального сервиса.
"Но, надо признать, они быстро учатся, а поэтому уже через год–два мы увидим совершенно другую картину", — поделился Виктор Луканин.
На сегодняшний день бренды второго эшелона занимают на российском рынке смартфонов около 40%. Я включаю сюда и такие марки, как Fly, которые не афишируют свое китайское происхождение, а также операторские модели. За последние 2 года доля таких смартфонов постоянно увеличивалась за счет роста качества. Но, думаю, предел уже достигнут. Максимум, чего они могут добиться, — это 50%–ной доли рынка, если Samsung и другие компании первого эшелона совсем расслабятся. Но, скорее всего, просто так свою долю они не отдадут. Будет и ценовая война, и новые технологии у ведущих компаний будут появляться в первую очередь.
Эльдар Муртазин
ведущий аналитик Mobile Research Group