"Выходной Петербург". Сообщающиеся сосуды

Новый сезон в Александринском театре

Одним из лучших спектаклей своего репертуара — "Женитьбой" в постановке Валерия Фокина — Александринский театр вчера начал 258–й сезон. Главным событием сезона предыдущего худрук Фокин справедливо считает открытие в мае Новой сцены, вернее, театрально–образовательного медиацентра, под завязку нашпигованного суперсовременной техникой, позволяющей реализовать самые головокружительные режиссерские фантазии и соединить традиционное искусство театра со всевозможными медийными технологиями, прежде всего с Интернетом. Теперь предстоит все это обживать, а для начала — самим разобраться, на что употребить открывшиеся практически неограниченные возможности. Отрадно, что режиссер Марат Гацалов, назначенный руководителем Новой сцены, разделяет мысль Валерия Фокина, которую тот не устает повторять: техника должна служить смыслу. Гацалов даже сравнил вверенный ему комплекс с золотой клеткой — ведь ограничения, в том числе технические, стимулируют фантазию, а когда возможно все, но оно не обеспечено смыслом, это останется аттракционом.
Гацалов уже этой осенью начинает репетировать сам и собирается привлечь к работе воспитанников своей московской лаборатории молодой режиссуры, а соратница Гацалова в его проектах в Москве и программный директор Новой сцены Полина Васильева — подружиться с "местными". Остается пожелать г–же Васильевой в процессе отличения способных людей от жуликов и шарлатанов руководствоваться не репутациями, раздутыми при помощи self–promotion, а собственными глазами и ушами. (Кстати, с одними "местными" уже подружились — Новая сцена приютила лабораторию "On.Театр", которую выгнали из их подвала на ул. Жуковского.)
При этом Фокин подчеркивает, что комплекс — никак не автономия, но составная часть Александринского театра. И что все поколения труппы будут заняты на исторической и Малой сценах и в трех разнокалиберных игровых пространствах нового здания. Идея: сделать старейший русский театр и медиацентр сообщающимися сосудами. В которых, согласно закону гидростатики, есть энергия взаимодействия, пока уровень жидкости не сравняется. Значит, школа и опыт мастеров должны переливаться в современную форму, обогащая молодых, а те, в свою очередь, учась сами, будут способствовать обновлению традиции. Премьеры сезона — в русле этой стратегии. В декабре на Большой сцене Николай Рощин, много работавший у Фокина в московском Центре имени Мейерхольда, выпустит пьесу польского классика XX века Тадеуша Ружевича "Старая женщина высиживает" (1966, у нас она почти не имеет сценической истории). Пьесу Беккета "Конец игры" вообще предстоит открыть для русской сцены — ее ставит давно сотрудничающий с Александринкой Теодорос Тердзопулос, премьера в конце марта. На Малой сцене Ирина Керученко, в начале прошлого сезона показавшая там любопытный, хоть и перегруженный, спектакль по "Сну смешного человека" Достоевского, продолжит работу над классикой — теперь это бунинский "Солнечный удар".
Сам Валерий Фокин взялся за очередной мегапроект. В следующем году грядет 200–летие Лермонтова, в декабре начинаются репетиции "Маскарада". Режиссер собирается сплавить воедино реконструированные фрагменты легендарного александринского "Маскарада" Мейерхольда, премьера которого как бы дала старт Февральской революции (благо спектакль шел до 1941 года и многое из вещественного ряда сохранилось), и возможности нынешнего оборудования сцены.