"Деловой Петербург". Etalon против Зельмана

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Поставщик питания для РЖД - "Единая сеть питания" ресторатора Михаила Зельмана находится на грани банкротства. Он задолжал за генподряд структурам холдинга Etalon Вячеслава Заренкова.

Компания "Эталон–Промстрой", входящая в холдинг Etalon Вячеслава Заренкова, подала на банкротство ООО "Единая сеть питания" (ЕСП), входящего в ГК "Фуд Сервис Капитал" ресторатора Михаила Зельмана. Ответчик не заплатил истцу 40 млн рублей за работы по строительству комбината в Металлострое, который был сдан еще в 2010 году.

Один из пяти, и то криво

Компания ЕСП поставляет наборы готового питания для поездов дальнего следования, "Сапсанов", а также нескольких авиакомпаний и оказывает услуги кейтеринга. Она создавалась в 2007 году по поручению президента РЖД Владимира Якунина, для того чтобы обеспечивать питанием пассажиров поездов дальнего следования по всей стране.
ЕСП должна была открыть пять производственных комплексов питания по всей России совокупной стоимостью 3 млрд рублей. Однако из–за кризиса был построен только один завод: на участке 0,6 га в поселке Металлострой под Петербургом. Площадь предприятия составила 17,4 тыс. м2, мощность — 20 тыс. рационов в сутки. Инвестиции составили 400 млн рублей
Генподрядчиком строительства выступало ЗАО "ЭталонПромстрой", дочернее предприятие ГК "Эталон" (бывшее ЛенСпецСМУ). Завод строили 2 года и ввели в эксплуатацию в 2011 году. На торжественном открытии завода присутствовал сам Владимир Якунин. Но денежное вознаграждение за работы подрядчик, судя по всему, так и не получил.
В феврале 2013 года компания обратилась в суд, а уже в апреле Арбитраж Петербурга и Ленобласти обязал ЕСП выплатить "ЭталонПромстрою" 38 млн рублей.
"Мы выиграли несколько судов, но денег так и не увидели. Поэтому были вынуждены подать заявление о банкротстве контрагента", — говорит директор юридического департамента ГК "Эталон" Виктория Цытрина. Получить комментарии в самой ЕСП не удалось.

Кормилец на миллиард

ЕСП входит в группу компаний "Фуд Сервис Капитал" (ФСК) Михаила Зельмана. В России группа контролирует около 30 ресторанов, их оборот — 6,7 млрдрублей. Кроме того, Зельман — единственный российский ресторатор, сумевший успешно развернуть свои сети общественного питания Burger&Lobster и Goodman за рубежом. Оборот его зарубежных активов — 1 млрд рублей.
Согласно СПАРК, группа "ФСК" контролирует 55% ЕСП через кипрский офшор Restprofy Enterprises Ltd. 25% ЕСП принадлежит дочерним структурам ОАО "РЖД", и еще 19% владеет ОАО "ТрансКредитБанк" (еще недавно он входил в структуру РЖД, но сейчас является "дочкой" ОАО "ВТБ 24"). Выручка ЕСП в 2012 году, по данным СПАРК, составила 400 млн рублей. Но чистый убыток компании за тот же период — 225 млн рублей, что на 50% больше, чем годом ранее.
В пресс–службе РЖД сообщили, что поставки питания для нужд железной дороги компания не прекращала.

До драки не дойдет

Юристы говорят, что судебные разбирательства между заказчиком и генподрядчиком — обычное дело. Но до исков о банкротстве доходит редко.
"Угроза банкротством — это традиционный способ подтолкнуть должника к диалогу", — говорит партнер "Дювернуа Лигал" Игорь Гущев.
Не исключено, что и Etalon не будет закручивать гайки в этом деле.
Во–первых, у компании сложились тесные отношения со структурами РЖД в девелопменте (они являются партнерами в проекте освоения территории за Варшавским вокзалом, который предполагает строительство 680 тыс. м2 жилья на 38 га).
Во–вторых, каждый заказ на рынке промышленного генподряда в Петербурге сейчас на вес золота. А здесьесть перспектива сотрудничества.
"Выручка крупнейших игроков генподряда составляет 3 – 5 млрд рублей в год", — говорят в АРИН. Рентабельность промышленного генподряда — около 8% (в сегменте жилья — не менее 20%). Из–за конкуренции цены на генподрядные услуги упали примерно на 25% к докризисным.
Во время кризиса рынок генподрядных услуг существенно сократился, по ощущениям, в 2 – 3 раза. Объем инвестиций поддерживался только за счет строительства заводов крупных автопроизводителей — Hyundai, GM, Nissan, то есть проектов, реализация которых по факту началась задолго до кризиса, но которые в силу своей инерционности украсили официальную статистику. С рынка ушли небольшие компании–генподрядчики. Но легче от этого не стало. Сейчас заказчик на крупных тендерах выбирает, как правило, между пятью– шестью местными и зарубежными компаниями. При корректном проведении тендеров разница в предложениях участников составляет не более 7%. Но, когда речь идет о контракте в миллионы долларов, это серьезная сумма.
Дмитрий Кунис
президент компании STEP