Вооружились интеллектом

Около 20 петербургских компаний готовятся к разбирательствам в только что созданном суде по интеллектуальным правам.

Проект закона о создании в России суда по интеллектуальным правам в рамках системы арбитража еще в 2010 году внес в Госдуму Высший арбитражный суд. Причиной стало увеличивающееся количество споров в этой сфере. В 2011 году идею поддержал бывший президент Дмитрий Медведев, и уже в декабре прошлого года суд формально заработал. Его председателем стала судья Высшего арбитражного суда Людмила Новоселова. Еще полгода понадобилось, чтобы набрать необходимое количество судей, и в июле состоялось первое заседание.

Даме на двери не место

В настоящее время на рассмотрении в суде по интеллектуальным правам находится около 200 дел, из которых более 20 связаны с интересами петербургских предприятий. Суду, в частности, предстоит еще раз рассмотреть спор московского ООО "Пронто–Москва" и ООО "Пронто–Петербург" об использовании бренда газеты "Из рук в руки". Немецкое подразделение петербургской "Рики Групп" Smeshariki gmbh будет отстаивать в суде по интеллектуальным правам запрет на продажу контрафактных товаров с использованием своих мультперсонажей.
В наибольшем числе судебных споров об интеллектуальной собственности среди петербуржцев участвует "Оркла Брэндс Россия", которая, в частности, отстаивает свое право на бренд "Солнечный Кызыл–Кум" и оспаривает эксклюзивное право завода "РОТ–Фронт" на шоколадный бренд "Аленка".
Но, пожалуй, самым необычным из петербургских дел, которые рассмотрит новый суд, станет пересмотр решения о запрете модельеру Ие Йоц использовать на двери своего магазина изображение картины Томаса Гейнсборо "Дама в голубом". Этого потребовал правообладатель — петербургский Государственный Эрмитаж.
Новый суд будет рассматривать две группы дел. Первые — "о существовании права", в которых можно будет оспаривать решения государственных регистрационных органов. Например, в том случае, когда компании отказали в регистрации товарного знака или патента. Вторая группа споров — "о нарушении права" — касается использования товарных знаков и фирменных наименований. К таким спорам, например, относятся иски производителей товара, пытающихся прекратить продажу контрафактных или ввезенных в обход официальной дилерской сети товаров.

Половинчатое решение

Петербургский бизнес пока воспринимает появление нового суда позитивно. "Актуальность этого суда в современных условиях России трудно переоценить, — сообщил представитель "Оркла Брэндс Россия". — Область интеллектуальных прав чрезвычайно сложна, и разрешение споров в этой области требует соответствующей квалификации". В компании надеются, что новый суд позволит решить непростую проблему советских брендов, "разрешить которую вот уже на протяжении двух десятилетий не под силу ни законодателю, ни правоприменительным органам", говорят в компании.
По мнению специалистов, решение о создании суда хотя и нужное, но все же пока половинчатое. "Только малый процент дел сейчас передан суду по интеллектуальным правам. Многие по–прежнему остались в ведении арбитражных судов. А по последнему "антипиратскому" закону полномочия, которые явно относятся к сфере интеллектуального права, почему–то получил московский городской суд", — считает вице–президент Ассоциации патентоведов Петербурга Валерий Мордвинов.
Поэтому, по его мнению, положение об этом суде еще нуждается в серьезных доработках.