"Деловой Петербург". Даешь миллион за идею

Автор фото: Грин Евгений

Президент Patent Hatchery Надежда Рейнганд - о том, что доход от лицензирования инноваций превышает в США доход от производства, и о том, где бьет источник российских инноваций.

Знаете ли вы, что доход от лицензирования инноваций превышает в США доход от производства? Он составляет более $100 млрд в год. И хотя он опережает доход от производства всего на 20 – 30%, но прикиньте, сколько людей вовлечено в ту и другую деятельность. Так что если говорить о доходе на одного изобретателя, то он в 1000 раз больше, чем доход на человека, вовлеченного в производство. Я уже не говорю о сравнении расходов.
Вопрос первый: ставят ли российские ученые, инженеры, изобретатели перед собой задачи, которые ведут к принципиальным изменениям в науке и технике? Надеюсь, что да. Однако мой краткий пробег по университетам России в рамках международной программы коммерциализации российских инноваций не выявил идей–бриллиантов. Мой пробег по многопавильонной выставке "Газпрома" в Петербурге, где сотни компаний предлагают купить оборудование из Германии, Швейцарии и др., не выявил российских инноваций для нефтедобычи и переработки. Это, конечно, ничего не значит. В моей душе горит огонь первопроходцев и осталась вера в то, что где–то есть золотая жила российских инноваций, которую я когда–нибудь найду.
Вопрос второй: где бьет источник российских инноваций? В технопарках, частично пустующих или существующих лишь на бумаге, а частично производящих ширпотреб типа сувениров? В Академии наук? Как член оргкомитета международных конференций, должна признаться: мы опускаем доклады из России на последнее место, так как шанс, что докладчики не приедут, больше 50%.А если и приедут, то в жаркие дебаты не вступят (то ли не хватает современного оборудования для экспериментов, то ли недостаточно владеют английским). Так где же инновации?
Есть ли возможность получить признание и всяческий, в том числе денежный, успех от своей идеи? Судите сами. Инженер из Харькова Александр Северинский в свое время решил, что в автомобилях будущего обязательно будет электроника. И, скорее всего, комбинация бензинового двигателя с электробатареей. Так родился патент 1994 года на то, что мы теперь называем гибридным автомобилем. Сейчас его компания получает $100 с каждого купленного в мире автомобиля — гибрида "тойоты" и "лексуса". И это только начало. Тот факт, что "тойота" согласилась платить за патент, не дает шанса улизнуть от выплаты роялти другим производителям гибридов. Так где же российские инновации, о которых я так много читаю? Глобальный рынок мечтает выплатить изобретателям дивиденды. Мир ждет прогрессивных решений — как в области компьютерных технологий, так и в различных областях науки и техники. Возможно, качать нефть на норвежском оборудовании и проще, но поверьте, за идеи платят больше. В тысячи раз.