Женщины наносят меньший ущерб

Статистика доказала, что женщины водят также или более безопасно, чем мужчины, однако и те и другие поддерживают стереотипы, говоря о проявлении гендерных особенностей за рулем.

Женщины осваивают автомобили с гораздо меньшим трудом, чем предполагают мужчины. Тем более что промышленность делает управление автомобилем все более простым и понятным, а современные станции техобслуживания позволяют в принципе не особо задумываться о том, как устроен автомобиль.
Статистика утверждает, что за последние 5 лет количество женщин–водителей в России увеличилось почти вдвое. По данным исследовательской группы TNS Global, с 2006 по 2012 год их число выросло с 1,7 млн до 3,07 млн человек. И это довольно скромные показатели. Например, в США еще в 2010 году количество женщин–водителей превысило число мужчин–автомобилистов и составило 105,7 млн человек.

Удобство и безопасность

Согласно данным компании "Рольф", женщины–покупатели составляют около 34% общего числа клиентов. "Если говорить о Москве и Петербурге, где располагаются наши дилерские центры, то столичные покупательницы составляют 36% общего числа клиентов, а в Петербурге — около 31%, — рассказывает Татьяна Луковецкая, генеральный директор "Рольфа". — Количество покупателей–женщин ежегодно растет на 1–2 процентных пункта".
В основном женщины покупают автомобили массовых сегментов, среди покупательниц в Северной столице только 7% покупают премиальные бренды.
В автомобилях женщины ценят комфорт и несложные опции, облегчающие вождение, например управление магнитолой на руле. Кроме того, современные женщины выбирают не просто автомобиль, а безопасный автомобиль, чаще всего их выбор падает на внедорожник или кроссовер.
"Выбор вполне очевиден — женщины предпочитают не обращать внимание на досадные мелочи вроде бордюров", — комментирует Татьяна Луковецкая. Так что если на дороге вы видите компактный внедорожник, то за рулем, скорее всего, женщина.

Чья здесь вина

Вопрос о том, действительно ли женщины водят машину хуже мужчин, интересует в первую очередь самих женщин — нужно же как–то доказывать собственное право на место на дороге.
"Стереотипы о женском вождении часто возникают из–за того, что женщина чувствительна к собственным неудачам: расстроилась, испугалась!", — рассказывает председатель правления НП "Гильдия автошкол" Сергей Лобарев.
По его словам, основными качествами женщин–водителей являются внимательность, ответственность, осторожность и строгое следование правилам дорожного движения.
"Организация дорожной безопасности в Вене провела исследование по определению особенностей вождения в зависимости от пола водителя, и, согласно полученным результатам, женщины были признаны лучшими водителями, — рассказывает Сергей Лобарев. — В ходе исследования были рассмотрены тысячи дорожно–транспортных происшествий по всей Европе, оказалось, что только в 35% случаев были виновны женщины–водители".
Весьма заинтересованной стороной в вопросах безопасности вождения являются страховые компании, ведь чем больше вероятность ДТП, тем больше денег приходится выплачивать в качестве компенсации. Управление методологии обязательных видов страхования компании "АльфаСтрахование" провело исследование данных о страховых случаях по ОСАГО за 2012 год и выявило, что ДТП, которые совершают женщины, становятся причиной меньшего по объему ущерба. Средняя сумма компенсаций, выплаченных по страховым происшествиям с водителями–мужчинами, на 5,5% выше, чем по ДТП, произошедшим по вине женщин.
Общее количество договоров ОСАГО, страхователями по которым выступают мужчины, превышает число аналогичных контрактов с женщинами в 4 раза. Соответственно, оказывается выше и абсолютное количество ДТП, совершенных водителями–мужчинами. Однако по частоте попадания в автомобильные аварии (соотношение количества застрахованных водителей каждого пола и числа происшествий с их участием) автовладельцы–женщины оказываются на первом месте. По данным исследования, этот показатель составляет 7,95% для женщин и 6,52% для мужчин.

Особый стиль вождения

По данным другой страховой компании, на сей раз британской Diamond Car Insurance, большая часть женских ДТП происходит на парковках и на невысоких скоростях. Мужчины, в свою очередь, чаще попадают в аварии с лобовым столкновением, массовые дорожно–транспортные происшествия и сбивают пешеходов.
"По нашей статистике, мужчины моложе 21 года почти в 3 раза чаще превышают скорость, в 4 раза чаще бывают замечены за опасной ездой, чем женщины того же возраста", — говорит управляющий директор Dimond Car Insurance Дэйв Холлидей, отмечая, что ущерб от аварий с мужчинами до 21 года приносит убытков в среднем на 48% больше, чем с женщинами до 21. "Женщины–водители по–другому управляют машиной, но это не значит, что они делают это хуже, чем мужчины, — отмечает Сергей Лобарев. — У женщин свой особый стиль вождения. Специалисты считают, что мужчины создают аварийные ситуации по неосторожности или от переоценки своих возможностей либо просто нарушая правила дорожного движения. А женщины попадают в дорожно–транспортные происшествия, проявляя излишнюю осторожность, недооценивая свои возможности или из–за недостаточного опыта вождения".

Мужчины пугают

Сами женщины считают, что многие из них становятся жертвами стереотипов и в результате воспроизводят за рулем модель поведения, которую им приписывают мужчины.
"Женщинам на дороге, наверное, не хватает какой–то уверенности. Не всем, но большинству. Если бы мужчины относились к нам более уважительно, возможно, это прибавило и твердости на дорогах", — считает Ольга Савичева, генеральный директор ООО "Торговый Дом "Лоймина Петербург". "Гендерные стереотипы в какой–то мере обоснованны, — утверждает Марина Касумова, управляющий группой компаний "МЕДИ". — Например, женщины–водители часто не соблюдают рядность движения. Но при этом их поведение предсказуемо и чаще всего не приводит к дорожным инцидентам".
С точки зрения женщин, мужское вождение имеет свои особенности и тоже не всегда идеально.
"Мне кажется, что мужчинам не хватает терпения за рулем, — говорит Ольга Савичева. — Они всегда куда–то спешат. Даже когда понимают, что наглухо застряли в пробке, все равно пытаются как–то решить проблему, часто за счет соседних машин. Это не плохо, но не значит, что в пробках виноваты окружающие барышни за рулем своих автомобилей".
"Женщины на дороге раздражают некоторых торопливых мужчин, — уверена Ольга Новгородская, генеральный директор ООО "КофеМафия". — Дамам сигналят, пугая этим неопытных водителей, слепят дальними фарами, резко вклиниваются в ряд спереди. Есть, конечно, и исключения. При этом правила движения мужчины часто не знают, как и женщины, имея при этом достаточно агрессивный стиль вождения в сочетании с мощным авто".
По мнению Ольги Новгородской, женщина на дороге все равно остается слабым полом, которому в случае непредвиденной ситуации необходима мужская помощь: "Нередко мы сталкиваемся с какими–то поломками или спущенным колесом, и всегда приятно слышать от остановившегося мужчины: "Вам помочь?".