"Деловой Петербург". "Голубой" океан или "красный" — рискуйте

Автор фото: Тихонов Михаил

 Генеральный директор ООО "ИТ–Портфолио" Александр Красс -  о том, что пустая ниша в бизнесе - не меньший риск, чем сильная конкуренция.

Многие гуру стартапов советуют искать свободную нишу на рынке — "голубой океан", нишу, где никто никогда еще не работал. Так появились YouTube, Twitter и первые социальные сети.
Но есть вероятность, что океан "голубой" не потому, что никто не додумался туда забраться, а просто потому, что там действительно ничего нет: ни островов, ни рыбы — вокруг пустота. Велик риск, что ваш инновационный продукт никому не нужен. Клиента, конечно, можно найти практически для любого товара или услуги, но иногда это настолько дорого, что не имеет смысла. Например, наверняка существует человек, которому очень нужен смартфон со встроенным молотком, но поиск такого человека будет стоить больше, чем он готов заплатить за товар.
Не многие решаются создать стартап в "красном океане" — там, где много игроков. Считается, что это слишком рискованно, слишком многих конкурентов нужно обойти. Но бизнес вообще плотно связан с риском, и пустая ниша — не меньший риск, чем сильная конкуренция. В последнем случае есть уверенность, что этот продукт пользуется спросом, что на рынке есть деньги и нужно или быть лучше конкурентов, или предлагать что–то особенное. Например, все вокруг пользуются смартфоном со встроенным молотком, а вы предлагаете включить в конструкцию еще и одноручную пилу. Или просто выпускаете тот же молоток, но с оригинальным дизайном и оттягиваете небольшую, но стабильную часть поклонников этого продукта.
По такому же принципу мы создавали свой проект — рекрутинговое приложение для социальной сети "Вконтакте". Рынок интернет–сервисов для поиска работы — настоящий "красный океан", на нем есть несколько очень крупных игроков (Headhunter, Superjob, "Работа.ру") и несчетное число мелких. Наша идея была в том, чтобы пользователи "Вконтакте" видели вакансии, размещаемые их друзьями и фирмами, где эти друзья работают. Когда приложение создавалось, было уже очевидно, что работодатели готовы платить за размещение вакансий — это проверили до нас. Мы вышли на готовый рынок, но предложили работодателям аудиторию, которая до этого не была охвачена.
Идеальная ситуация для вывода на рынок нового проекта — это все–таки "красный океан", которым все недовольны. То есть продукт необходим, и все его покупают, но на самом деле он никому не нравится. Вся рыба в океане невкусная. Ее много, ее все едят, но она совершенно вся невкусная, а потом приходит новый игрок и дает вкусную рыбу. Стоит вспомнить, что в России качество большинства видов товаров и услуг сильно отстает от Европы и США, поэтому чаще всего достаточно сделать качественную услугу и спокойно начинать работать в "красном океане".