"Деловой Петербург". "МЕДИ" отказывается от эконом-класса

Автор фото: Беликов Валентин

Система клиник "МЕДИ" решила снизить издержки и перенести часть клиник из центра Петербурга в районы обжитых новостроек. Эксперты считают, что это позволит компании увеличить маржу.

Как сообщила управляющая ГК "МЕДИ" Марина Касумова, сейчас в сети действует шесть центров стоматологической рентгенодиагностики и 19 клиник категорий бизнес и элит. Два учреждения экономкласса закрыты в этом году. Взамен компания открывает две новые клиники бизнес–класса — на Туристской ул. и пр. Металлистов.
"МЕДИ" собирается сократить число объектов в центре города, где сейчас сосредоточена большая часть клиник, и увеличить присутствие в новых районах. Уже закрыта клиника на Лиговском пр., в 2014 году переедет в спальный район из исторической части Петербурга еще одно учреждение компании.
Вести медицинский бизнес в центре города становится все более затратно. Высокая стоимость помещений съедает прибыль, в то время как многим пациентам, проживающим за городом, неудобно ездить на прием к врачу в район "золотого треугольника".
Марина Касумова объясняет, что покупка помещения для новой клиники площадью 450–500 м2 обходится в 40 млн рублей, еще 60 млн требуется на закупку оборудования. В новых клиниках оказываются услуги в области стоматологии, эстетической медицины, семейной медицины, компьютерной томографии. "В каждой клинике мы устанавливаем дентальный томограф стоимостью 150 тыс. евро. Наем квалифицированного персонала требует больших затрат. Если мы будем обеспечивать высокое качество услуг и сервиса на ценах экономкласса, нам придется работать в убыток", — говорит Марина Касумова.

Узок круг

Участники рынка отмечают, что элитный сегмент в Петербурге очень узок, причем клиники конкурируют не только друг с другом, но и с зарубежными компаниями. "Пациентов элитной категории в Петербурге не много, и они могут лечиться во многих клиниках мира", — поясняет Глеб Михайлик, генеральный директор ООО "АВА–ПЕТЕР" (управляет клиниками "АВА–ПЕТЕР" и "Скандинавия").
В Петербурге не всегда можно провести четкую границу между элитным и средним ценовыми сегментами. Предприниматели заинтересованы быстрее окупить вложения, поэтому для обеспечения больших потоков пациентов часто устанавливают в VIP–клиниках довольно доступные цены на многие услуги.
Как говорит генеральный директор Американской медицинской клиники Ефим Данилевич, часто требования пациентов в элитном сегменте очень специфичны: "Например, однажды нас попросили удалить вросший ноготь дома у пациента между часом и двумя ночи, без лишнего шума и медицинского антуража и так, чтобы пациент мог в 6 утра уехать в командировку. Причиной был не каприз, а напряженный график работы пациента".

Перспективы у среднего

По словам Ефима Данилевича, рентабельность в элитном медицинском сегменте не выше, чем в среднем классе — велики затраты на расходные материалы, персонал, которого требуется больше, чем в обычных учреждениях.
С таким мнением не согласен аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов: за счет высокой добавочной стоимости рентабельность элитного сегмента колеблется в широких пределах — 16–43% (в зависимости от степени элитности клиники), а в экономклассе — 3–10%.
По мнению экспертов, наибольшие перспективы развития у среднего ценового сегмента. "Его емкость выше, а организованность и управляемость потоков лучше благодаря развитию добровольного медицинского страхования", — говорит Ефим Данилевич.
"Мы 3 года назад открыли отделение премиального сегмента "Парадный квартал" в одноименном жилом комплексе. Но строить отдельный бизнес в такой узкой нише кажется мне недальновидным", — добавляет Глеб Михайлик. Главная задача частных клиник, по его мнению, — научиться правильно работать в системе ОМС и понять, за счет чего можно получать прибыль.
Войти на рынок элитных медицинских услуг новым игрокам очень сложно: число клиентов ограничено, многие пациенты ездят лечиться за границу — есть направления, по которым пациенты не привыкли доверять отечественной медицине. Но частное здравоохранение в России стремительно развивается, новые клиники соответствуют самым высоким запросам. В то же время нередко в зарубежных клиниках работают российские врачи, цены на некоторые услуги сопоставимы с нашими. Чтобы утвердиться на петербургском рынке, новый участник должен не только предложить клиентам высокий уровень сервиса, но и убедить их, что здесь они получат качество лечения, сопоставимое с уровнем зарубежных клиник.
Александр Солонин
генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга и Северо–Запада