"Выходной Петербург". Путевка в жизнь

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Лишь 7–10% выпускников детских домов находят себя в обычной жизни. Остальные спиваются, становятся легкой добычей мошенников, попадают в тюрьмы. Dp.ru отыскал примеры того, как бизнес помогает сиротам адаптироваться к самостоятельной жизни.

С Александром Мальчевским, президентом Банковского холдинга Республиканской Финансовой Корпорации (в него входит, в частности, ОАО "Мособлбанк"), мы встретились на банковском конгрессе. Впрочем, обсуждали не проблемы с ликвидностью и не ставки по вкладам, а говорили об основанном им футбольном клубе для мальчишек–сирот. Еще одна должность Александра — президент футбольного клуба "ШКИД". Он делает все по–настоящему. С мая этого года "ШКИД" играет в четвертом дивизионе первенства России.
"Идея помочь ребятам была давно. Многим мальчишкам сложно войти в другую жизнь после детского дома. Хотелось занять их чем–то, чтобы им стало интересно", — рассказывает банкир.
Идея пришла Александру вместе с другом Максимом Мотиным, который когда–то работал в футбольном клубе "Москва", а потом занимался организацией чемпионата России по футболу среди воспитанников детских домов и школ–интернатов.
"Мы решили, что можно сделать футбольный клуб, чтобы ребята по–настоящему тренировались, проявили себя в спорте, чтобы была дисциплина. Хотелось, чтобы они не варились в собственном соку в детских домах. Кроме того, это адаптация к реальной взрослой жизни. Стали обзванивать детские дома, где есть спортивный уклон, там есть хорошие игроки, — рассказывает Александр Мальчевский. — Ребята приезжали на просмотр, играли, потом проходили медицинское обследование. Например, один мальчик очень хорошо играл, но по медицинским показаниям ему играть нельзя, мы предложили ему работу в клубе. Думаю, необходимый персонал наберем тоже из мальчишек из детских домов". После медобследования мальчикам поставили условие: курить и пить нельзя, иначе — мгновенное отчисление.
Годовой бюджет клуба составил 5 млн рублей. Деньги идут на аренду полей, медицинское обслуживание, страховки, экипировку и зарплату персоналу. Контрактов с игроками пока нет, но есть полноценная официальная регистрация в единой базе Московской федерации футбола России. Всего в штате клуба четыре человека. Играют за "ШКИД" 29 ребят в возрасте от 16 и до 24 лет. Они тренируются 3–4 раза в неделю в академии "Спартака" в Москве.
В команде даже есть мальчишка из Африки. "Это буквально кинематографическая история, как он попал в Россию. Его судьбой заинтересовались документалисты Первого канала. Он играет очень хорошо, но у него пока нет российского паспорта. Как только сделаем документы, можно будет заявить его на чемпионат", — рассказывает Александр.
У "Республики ШКИД" даже есть своя атрибутика. "Сейчас приходят друзья мальчиков поболеть за них, мы сделали шарфики, флаги, которые раздаем на трибунах", — говорит Александр.
В одной из первых игр "ШКИД" одержала победу со счетом 12:0, но больше проигрывала. Но, по мнению Александра Мальчевского, в этом сезоне игры у команды притирочные: "За пару месяцев игр и тренировок ребята окрепли, кто–то вес сбросил, кто–то подтянулся. Они играют против мальчиков, которые учатся в спортшколах с детства, поэтому, конечно, ребятам непросто, но они очень стараются".
У президента "ШКИД" большие планы: "Хочется, чтобы клуб со временем перерос в центр социальной адаптации для детей из детских домов, чтобы ребята могли обращаться за помощью и поддержкой в поиске работы. Обучить, подготовить к какой–то работе, помочь получить образование… Мы готовы помогать в трудоустройстве, у нашего холдинга есть и финансовое, и производственное направления, есть свой учебный центр, где ребята могли бы учиться".
В июле для игроков клуба управляющий партнер компании Future Today Екатерина Шуберт провела семинар "Как успешно пройти собеседование на работу".
По словам Александра Мальчевского, когда команда разыграется, клуб будет приглашать клиентов и партнеров холдинга, продавать атрибутику в офисах банка, а возможен и выпуск банковской карты с брендом "ШКИД". Банкир надеется привлечь в качестве спонсоров спортивные бренды и СМИ.
В августе в "ШКИД" приехал Сергей, воспитанник коррекционного детского дома в Петербурге. Сейчас он учится в лицее на слесаря механосборочных работ, но мечтает играть в футбол. "У него мечта всей жизни — играть в серьезном клубе, и, узнав о нас, он с педагогами договорился, что работает ради своей цели на заводе Bosch по сбору холодильников, а они ему помогают к нам попасть", — рассказали в "ШКИД". Организовал его стажировку в Москве фонд помощи выпускникам детских домов "Рауль". Сергей тренируется с клубом, но пока не попадает в основной состав: в последнем матче он был помощником судьи.

Удочка вместо рыбы

"Если хотите жить самостоятельно, надо уметь готовить. В нашей мастерской вы будете учиться составлять меню, готовить салаты и закуски, супы и горячие блюда, сервировать стол", — рассказывает выпускникам детских домов преподаватель кулинарных курсов учебного центра благотворительной организации "Пристань". В "Пристани" работают волонтеры–кулинары. Некоторые из них сами когда–то воспитывались в детских домах.
Помимо кулинарных курсов детдомовцы могут заниматься в учебном центре парикмахерским искусством, столярным или швейным делом, керамикой, овладевать компьютерной грамотностью. Именно в "Пристань" приходят подопечные фонда "Рауль", который учредили 2 года назад Михаил Кривонос и два шведских предпринимателя, работающих в России, — Девид Келлерман и Оса Хансдоттер.
"Рауль" — единственный в России фонд, специализирующийся исключительно на поддержке выпускников коррекционных детских домов.
"К моменту основания фонда мы уже несколько лет помогали сиротам в Ефимовской коррекционной школе–интернате, которая находится в 300 км от Петербурга. На коррекционные детские дома приходится 30–40% всех выпускников детдомов. У этих ребят по заключению психолого–медико–педагогической комиссии в основном диагноз F70 — задержка в развитии, у некоторых есть даже рабочие группы инвалидности. Мы узнали, что ими после выхода из детского дома почти никто не занимается и решили: надо эту ситуацию кардинально менять", — рассказывает Михаил Кривонос, президент благотворительного фонда "Рауль".
По его словам, в 16–18 лет ребята прямо из коррекционного детдома — закрытого учреждения, в котором они провели всю сознательную жизнь, попадают в лицеи и училища Петербурга, где помимо нескольких часов учебных занятий оказываются предоставленными сами себе. "Без знакомых и близких, без опыта общения и практических навыков, с образованием на уровне 4–5 классов обыкновенной школы подросток часто не может разумно распоряжаться полученной свободой и может стать потенциальной жертвой криминальной среды", — сетует Михаил.
"Рауль" помогает бывшим детдомовцам обрести работу, жилье и профессию. Годовой бюджет — 4 млн рублей. "Мы оказали помощь 23 выпускникам коррекционных детских домов Ленобласти, есть также несколько человек из Петербурга, — говорит Михаил Кривонос. — Мы предлагаем выпускникам не готовые решения, а пути к достижению поставленных целей, удочку, а не рыбу. Ребята обретают мотивацию, уверенность в себе, получают возможность стать самостоятельными".
"Рауль" постоянно ищет партнеров, совместно с которыми организует обучение. Так, со столярными курсами помогает фонд "Теплый дом", компьютерные курсы ведет Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров и т. д. Кроме того, фонд сотрудничает с "Мелон Фешн Групп", Kelly Services, "БСХ Бытовые Приборы", Prisma, "Элтек", Human Search, банком "Юникредит" и фондом "Навстречу переменам".
По словам Михаила, каждый из 23 ребят, с которыми работает фонд, имеет индивидуальную программу. Те, кто может и хочет учиться, получают образование в вечерней школе. Работа для выпускников может быть самой разной: в магазинах, офисах, на заводах и складах. Далеко не все идет гладко.
"Рауль" устроил своего подопечного Антона на практику в небольшую строительную бригаду по ремонту квартир. После этого парень отправил резюме на предприятие–партнер "БСХ Бытовые Приборы". Завод произвел на Антона большое впечатление, но встроиться в рабочий график ему так и не удалось. Прошел он медкомиссию, тренинг и стажировку на заводе Unilever, но рабочие смены приходились порой на ночное время. Работать по ночам Антон не смог. Только третья попытка фонда трудоустроить Антона оказалась успешной: уже несколько месяцев он работает администратором торгового зала в магазине Befree. А осенью "Рауль" запускает собственное производство реабилитационного медицинского оборудования на базе завода "Надежда" в Парголово. Проект реализуется при поддержке комитета по труду и занятости населения Петербурга. Там будут работать пять выпускников детских домов с инвалидностью.

Цирк и танцы

Ранним утром по черному полу репетиционного зала Театра им. Якобсона кругами бегают несколько десятков "мышек". Так проходит разминка в летнем лагере, который организовала Екатерина Щелканова, учредитель и президент благотворительного балетного фонда "Открытый мир". На русском и английском языках команды "мышкам" выдает преподаватель в футболке Михайловского театра. Дело в том, что кто–то из юных танцовщиц и танцовщиков приехал из Америки и Норвегии, а кто–то — из детских домов Петербурга.
"В детдомах есть музыкальные дети, любящие танцевать и мечтающие о профессии артиста балета. Им очень сложно попасть в профессиональную балетную школу, но еще сложнее закончить ее", — рассказывает Екатерина Щелканова. Сама она когда–то начинала в Мариинском театре, потом была солисткой Американского театра балета, сыграла в оскароносном мюзикле "Чикаго", а сейчас работает педагогом–репетитором в Королевском балете Канады, в Большом канадском балете Монреаля и др.
"Открытый мир" она организовала вместе с артистами Мариинского театра Антоном Бойцовым и Дмитрием Соловьем, чтобы помогать детям из детских домов и малообеспеченных семейзаниматься балетом профессионально.
В 2011 году фонд организовал курсы по обучению педагогов дополнительного образования из детских домов Петербурга. Для этого в Петербург приезжали преподаватели из школы при Американском театре балета в Нью–Йорке.
Сейчас "Открытый мир" сотрудничает с 10 детскими домами в Петербурге и Ленобласти. "В прошлом году нам удалось организовать гала–концерт в Центре искусств Михаила Барышникова в Нью–Йорке, где четыре воспитанника из детского дома № 46 выступили в концерте наравне со звездами американской балетной сцены", — рассказывает Екатерина Щелканова.
После этого, по ее словам, мировоззрение детей изменилось: они стали лучше учиться и думать о будущем в более позитивном, творческом ключе. В итоге одна из девочек поступила в Академию им. Вагановой, а другие учатся в Англии, поступили в художественную школу и т. д. Сейчас "Открытый мир" готовит еще одну девочку к поступлению в Академию. "Когда нас спрашивают, почему подопечных немного, я отвечаю: а вы попробуйте одному человеку помочь, выучить", — говорит Екатерина Щелканова.
Сегодня фонд существует на средства учредителей. "Наш бюджет невелик, все удается благодаря хорошим людям, связям и помощи друзей", — говорит Екатерина Щелканова. Чтобы подопечных стало больше, необходим инвестор, иначе просто не хватит средств и времени на всех.
"Помимо финансов нужно время и помощники: забрать, привезти обратно, заниматься еще чем–то кроме балета, например музыкой, помогать с учебой. У насподход серьезный, индивидуальный, иначе быть не может. Дело не в числе подопечных, а в том, насколько будут готовы дети к профессиональному обучению и смогут ли впоследствии закончить академию, поступить на работу в театр или просто стать творческими людьми", — говорит она.
Самое сложное, по словам Екатерины, в адаптации детей — социальная составляющая.
"Дети из детских домов не понимают, что необходимо самим будильник завести, что никто тебя будить не будет, никто не будет напоминать о необходимости почистить зубы, убрать посуду со стола, выстирать свои вещи, никто не будет заставлять тебя читать и т. д. То есть появляется ответственность за себя, и чем она больше, тем больше ты можешь дать другим", — считает Екатерина.
Планов у фонда много: в 2014 году подопечные фонда смогут поучаствовать в фестивале Дягилева, который проводится при поддержке Академии А. Я. Вагановой, а также Фонда Баланчина.
Еще один проект по адаптации детей, связанный с искусством, — "Упсала–Цирк". Правда, речь не совсем о детях–сиротах. "Упсала–Цирк" занимается детьми и подростками из групп социального риска, его цель — создание альтернативы уличной жизни, возвращение детей в общество. "Занятия цирковым искусством позволяют реализовать потребность детей в риске", — объясняют в "Упсала–Цирке"
Сейчас в цирковых группах занимаются 70 безнадзорных детей и подростков от 6 до 20 лет. "Упсала–Цирк" устраивает выступления в детских домах, школах, интернатах, в домах инвалидов и благотворительных организациях. Почти каждый год артисты цирка принимают участие в турне по Европе. Кроме того, "Упсала–Цирк" проводит программы международных цирковых обменов: в гостях у цирка побывали детские цирковые труппы из Германии, Швейцарии и Финляндии.
Совместными усилиями предприниматели и меценаты помогают адаптироваться к большой жизни нескольким десяткам детдомовцев. Несколько десятков тысяч помощи еще ждут.