"Выходной Петербург". Господин оформитель

Автор фото: фрагмент картины Александра Головина

 Арт-критик dp.ru Станислав Савицкий побывал на выставке Александра Головина, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника

В корпусе Бенуа проходит выставка Александра Головина, приуроченная к 150–летию со дня рождения художника.
В позднесоветское время Головин был одним из кумиров интеллигенции, влюбленной в Серебряный век и ностальгировавшей по дореволюционной русской культуре. Он был известен в первую очередь как театральный художник, оформлявший спектакли Александринки и Мариинки, много сотрудничавший с Всеволодом Мейерхольдом и призванный Сергеем Дягилевым прославлять русское искусство за рубежом. Головин состоялся как мастер декоративно–прикладного творчества, особенно ему удавалась майолика. Одна из наиболее знаменитых его работ — фриз для гостиницы "Метрополь" в Москве. Майолика, выполненная для Всемирной выставки 1900 года в Париже, была отмечена золотой медалью.
Пройдя школу Василия Поленова, художник сформировался в абрамцевском кругу. Отсюда и его виртуозность в оформительском деле, и любовь к русской старине, и интерес к сказочным и фантастическим сюжетам.
По части скурильности (от латинского scurra — "шут") среди мирискусников, с которыми он был дружен, он тоже побил не один рекорд.
Современники же относились к Головину по–разному, так как всем угодить он никогда не пытался и был в художественном мире на ключевых ролях. Его ругали — чаще всего за разбросанность и отсутствие в его творчестве единого стиля. И в самом деле, еще в молодости он привык браться за самые разные заказы. Цельность не была его главным достоинством. Впрочем, кто из модернистов, оттачивавших вкус к сомнению и разочарованию, мог этим похвастаться? Поклонников у Головина было больше, чем недоброжелателей. Шаляпин, например, очень любил свои портреты в головинском исполнении.
К юбилею художника Русский музей собрал полторы сотни работ из нескольких государственных и частных коллекций. Причем акцент сделан именно на живописи. Уже в первом зале вас встречают портреты страстных испанок, к которым Головин явно питал слабость. Портретов на экспозиции довольно много: Мейерхольд, Голлербах, Шаляпин и другие герои художественной жизни 1900–1920–х годов. Шаляпин, кстати, представлен сразу в трех ипостасях: грозным Борисом Годуновым, мятущимся Мефистофелем и лихим варяжским витязем Фарлафом. В корпусе Бенуа также показаны редко выставляющиеся головинские пейзажи, в том числе несколько видов Детского Села, где художник провел последние годы жизни.
Театральные эскизы и костюмы можно было бы воспринять как дополнение к его живописи, если бы не полное и безоговорочное ощущение театральности, которой наполнены все его работы. Головин был и остается одним из лучших мастеров декоративного и оформительского искусства русского модернизма.