"Деловой Петербург". Диалог у барьера

Автор фото: Спицын Михаил

План по снижению административных барьеров, разработанный строителями, поможет Смольному отчитаться перед президентом и наполнить бюджет. Озадаченные перспективой рекордного дефицита, чиновники готовы идти навстречу бизнесу.

Бизнес–сообщество Петербурга наконец–то нащупало путь к диалогу с администрацией Георгия Полтавченко. Смольный, озадаченный перспективой рекордного (до 50 млрд рублей) увеличения дефицита бюджета в 2014 году, готов снизить административные барьеры для бизнеса. К тому же по инвестиционному климату родина главы государства находится в самом низу рейтинга российских городов, привлекательных для бизнеса. И говорят, что президент этим не доволен.
В этой ситуации наработки самих представителей бизнеса оказались очень кстати. Одну из первых инициатив снизу на днях подали в Смольный строители. Они разработали дорожную карту, которая почти в 2 раза сократит время на получение согласований в отрасли.

Первая ласточка

Первую дорожную карту Петербурга (для строительной отрасти) разработали члены Союза строителей Петербурга. Ожидается, что эта инициатива снизу сократит сроки согласования строек на территории города с 1316 до 700 дней (почти на 2 года), а количество этих процедур — со 105 до 80. Как рассказал "ДП" вице–президент Объединения строителей Петербурга Алексей Белоусов, дорожная карта — плод коллективного труда застройщиков. Ее несколько месяцев готовили те самые практики, которые ходят по кабинетам и своим лбом пробивают административные барьеры каждый день. В их числе представители таких крупных компаний, как "ЮИТ–Санкт–Петербург", "Эталон", группа "ЛСР", и других.
"Мы разработали документ по своей инициативе, как только идея дорожных карт была озвучена на федеральном уровне. Недавно мы передали наработки в комитет по инвестициям (именно он в Смольном курирует работу по созданию дорожных карт для ключевых отраслей экономики. — "ДП"). Не важно, кто отчитается о проделанной работе губернатору, лишь бы идею довели до реализации", — говорит Алексей Белоусов.
В пресс–службе комитета по инвестициям подтвердили, что дорожная карта строителей к ним уже поступила. В ближайшее время ее рассмотрят в Штабе по снижению административных барьеров (о его создании было заявлено 29 июля, он на 80% состоит из бизнесменов).
"Инициатива застройщиков похвальна. От других отраслей подобных предложений, оформленных в виде завершенного документа, мы пока не получали. Но отдельные идеи поступают и от них", — говорят в пресс–службе комитета.
Итогом усилий бизнеса и власти станет дорожная карта, утвержденная постановлением городского правительства. "Если документ, который поступил от Объединения строителей, объективно отражает ситуацию в отрасли, вероятность, что его возьмут за основу финального документа, весьма высока", — заключили в комитете.

Нагрузка от поборов

Налоги от строителей и сопутствующих бизнесов, по разным оценкам, формируют до 30% бюджета Петербурга. Но в последнее время в развитии строительного комплекса, в том числе из–за политики местных властей, наметился спад. А вчера глава городского комитета финансов Эдуард Батанов заявил, что дефицит бюджета Петербурга в 2014 году составит не 25 млрд рублей, как планировалось, а все 60 млрд рублей из–за падения платежей по налогу на прибыль (подробнее на стр. 4).
Так что актуальность внедрения дорожной карты для одной из ключевых отраслей сомнений не вызывает. Застройщики говорят, что преодоление административных барьеров оборачивается 10%–ной нагрузкой на стоимость "квадрата" в новостройках. Это затраты на подарки и всякие стимулирования.
"Получается плюс 5 – 7 тыс. рублей на каждый квадратный метр нового объекта", — подсчитал один из застройщиков, пожелавший остаться неизвестным.
"Огромные деньги уходят и на обслуживание участка, который стоит под паром, пока застройщик ходит по кабинетам. Если участок куплен в кредит, расходы на его содержание равны стоимости кредита. И эта нагрузка так велика, что небольшие компании ее обычно не выдерживают", — говорит другой собеседник "ДП".
"Сокращение времени согласований улучшит инвестиционный климат в городе", — уверен гендиректор Setl City Илья Еременко. А глава ЦДС Михаил Медведев считает, что инициатива поспособствует притоку инвестиций в отрасль.

В хвосте рейтинга

С административными барьерами петербургское бизнес–сообщество борется столько же, сколько оно существует, то есть больше 20 лет. В разные годы главными барьерами называли доступ к земле и недвижимости, сложности банковского кредитования и подключения к энергосетям.
Совокупность всех этих проблем в 2012 году привела Петербург на позорное 22–е место в рейтинге doing business (тридцатка самых благоприятных для бизнеса российских городов). Источники "ДП" сообщили, что губернатору Георгию Полтавченко на федеральном уровне даже попеняли за низкие позиции "родины президента Путина" в этом престижном рейтинге.
Правда, стоит отметить, что именно при новом губернаторе власть сделала первый серьезный шаг навстречу бизнесу, создав год назад комитет по предпринимательству и потребительскому рынку (об этом бизнес просил несколько лет). Этому комитету передали вопросы регулирования работы мелкой розницы и поддержку малого бизнеса (правда, финансирование программы поддержки сократили в 3 раза).
Также при активном участии бизнеса был принят федеральный закон о выкупе арендуемых городских помещений в рамках льготной приватизации. Его автором считают Яну Боровицкую, координатора Лиги арендаторов госимущества. Сейчас закон продлен до 2015 года и рассрочка по нему увеличена до 3 лет.
Но в тотальное преодоление административных барьеров бизнес все–таки не верит. "Для этого нужно реформировать всю систему городской власти, переделав районные администрации в полноценные муниципалитеты, работа которых будет зависеть от количества и качества бизнеса на их территории", — говорит председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
"Нужно в первую очередь наладить работу естественных монополий. Для этого городу нужен вице–губернатор по инвестиционному блоку, поскольку у более мелких чиновников не хватает полномочий", — добавляет президент Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров. Что касается коррупции, то, по его словам, она давно "приняла в городе абсолютный и системный характер". "Надо искоренять", — заключил он.
Лучшие, наиболее ценные и запоминающиеся подарки — не те, что стоят больших денег. Чтобы сделать подарок, который надолго, если не на всю жизнь, останется в памяти, нужны настоящая любовь, забота и искренность. В очередной раз я убедился в этом 3 года назад. Жена и дочь, которой тогда было всего 3 года, записали для меня песню. Очень добрую трогательную песню про папу. Как потом выяснилось, этот подарок они готовили долго: сначала выбрали текст, потом учили его и репетировали и, наконец, специально ездили в студию, чтобы сделать запись. Вот этот подарок я помню. Время от времени я слушаю диск с этой песенкой, и нравится она мне сегодня не меньше, чем 3 года назад.
Дмитрий Ходкевич
управляющий "ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад"
Административные барьеры напрямую связаны с действующим законодательством и его реализацией. Чем прозрачнее и предсказуемее будут нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, тем меньше будет напряженность, тем самым будут снижаться и административные барьеры. Другое дело, что эта ситуация идеальная. Создание новой идеологии всегда сопряжено с появлением большого количества противоречивых решений, устранение которых подчас возможно только после того, как новое законодательство будет апробировано.
Елена Церетели
председатель Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе