"Деловой Петербург". Не уверен в себе — не бери в долг

Автор фото: Яндолин Роман

 Генеральный директор, председатель правления Энергомашбанка Геннадий Ветров - о том, как на банковскую систему влияет информационный прессинг, и о том, как важно обучать детей прикладной финансовой грамотности

В банковской системе я работаю 20 лет, участвуя в решении многих вопросов, вижу процесс изнутри. И в те годы, и сейчас банки выполняют свою функцию, но сегодня появилась новая болезнь, к которой мы оказались не готовы, — информационный прессинг.
Происходит крайне неприятная вещь. Интернет проник в наше сознание, на наши рабочие места, в метрополитен, за парты, в телефоны и телевизоры, распространение информации стало хаотичным, оно бесконтрольно и зачастую смоделировано. Кто–то где–то что–то написал, поделился своим частным, единичным негативным опытом — и пошла волна перепечаток, цитирований и комментариев. Самое страшное — что никто не анализирует, так ли оно на самом деле было, все принимают случай как истину и берут на заметку, как будут действовать, если с ними случится то же самое.
Мы долго работали над тем, чтобы научить население пользоваться финансовыми услугами: пластиковыми картами, банкоматами, оплатой счетов, депозитами и кредитами. Люди перестали бояться приносить в банк деньги — сегодня в распоряжении 951 банка находится свыше 15,5 трлн рублей, пластик и дистанционные платежи более–менее входят в привычку. Но кредитование — наша кровеносная система, которая позволяет нам зарабатывать доход, за счет которого мы устанавливаем банкоматы, внедряем системы защиты безналичных платежей и платим проценты по вкладам. И именно кредитование попало под мощный информационный прессинг. Недавняя история воронежского жителя — это то, чего быть не должно. Но происходит.
И ведь явно неоднозначная ситуация вбивается в сознание исключительно однобоко: банкир — мошенник, клиент — герой. И с этим постулатом осенью будет рассматриваться очередной законопроект, в рамках которого нам придется работать, — о потребительском кредитовании. Да, рамки должны быть, нужны единые правила, потому что у меня ставка по кредиту физлицам 15–20% годовых, но высокие требования, а у коллеги ставка в 3 раза выше, но критерии отбора ниже, и к нему идут все, а потом обижаются и возмущаются в Интернете.
А чему возмущаться? Взял кредит — верни. Любой ценой. Не уверен — не бери. Живи по средствам. Разве банк обязан выдавать кредит всем подряд? Безответственным заемщикам, платящим как попало. Но, когда речь идет о своих собственных деньгах — депозите, клиент банка настаивает, чтобы ему вернули деньги по первому же требованию. Кстати, и в законе это закреплено. И получаются неравные условия: банк обязан вернуть чужие деньги, а заемщик может не возвращать, манипулируя нормами закона, затягивая процесс возврата на годы. Банк же из–за него увеличивает резервы, сокращая свои работающие активы, которые могли бы приносить доход, в том числе и вкладчикам.
Давно пора с начальной школы наших детей обучать не только математике, но и прикладной финансовой грамотности — менять российскую ментальность и помнить, что молодежь — это не просто будущие заемщики, это будущие собственники бизнеса, которые должны трепетно и ответственно относиться и к кредитам своих предприятий.