"Деловой Петербург". Сделали ставку на малый тираж

Автор фото: Грин Евгений
Директор книжного магазина "Свои книги" Мария Левченко

Небольшие издательства владеют большой свободой в выборе формата и аудитории. Это подтверждает пример "Своего издательства", которое выросло из студенческого проекта и за 3 года достигло ежемесячного оборота 1 млн рублей, но по–прежнему берется в основном за небольшие заказы.

Основатель ООО "Свое издательство" Мария Левченко 3 года назад преподавала в университете им. Герцена, и в течение года студенты работали над проектами книг. Они полностью готовили книги к печати, но найти типографию, которая взялась бы за маленький заказ, оказалось сложно.
Несмотря на то что рынок типографских услуг в Петербурге насыщен, за небольшие заказы фирмы берутся неохотно: крупный тираж выгоднее. Поэтому во время летней практики студенты с преподавателем основали свою типографию.

Первые шаги

Два месяца аренды помещения и самая простая техника для печати обошлись в 52 тыс. рублей собственных средств. Потом предприниматели докупили термоклеевое и резальное оборудование, заменили технику на более функциональную (уже на кредитные средства). Открывшись в начале лета, к сентябрю новое издательство начало приносить доход, а окупилось спустя год. "Нашей большой удачей стали собрания стихотворений, посвященных женщинам с определенными именами. Уже вышли книги "Наталья", "Мария", "Анна", "Светлана", их покупают в подарок подругам, мамам", — рассказывает Мария Левченко. Сейчас фирма достигла ежемесячного оборота 1 млн рублей, но ее специализацией остались небольшие тиражи. Некоторые заказы поступают через Интернет. "Свое издательство" выпускает не только обычные книги, но и электронные, а также печатает тиражи по требованию. Печать по требованию — это технология, при которой новые экземпляры выпускают по запросу, а макет книги хранится в базе. То есть печатается 10 пробных экземпляров, и, если книга не пользуется спросом, дополнительный тираж не выходит. Это помогает не только экономить на складе, но и не терять деньги на неуспешных книгах.
Крупные издательства работают с офсетной, а не цифровой печатью, и меньше 500 экземпляров таким способом выпускать невыгодно, поэтому их склады часто забиты нераскупленными книгами. Отдельная история — печать на крафт–бумаге. Такая бумага в 1,5–2 раза дешевле обычной, но она более пыльная, и поэтому оборудование быстрее изнашивается. "Свое издательство" выпускает на крафте целые книги, потому что нам очень нравится результат", — говорит Мария Левченко.

Пойти своей дорогой

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, число выпускаемых в России книг с каждым годом снижается.
При этом число малотиражных изданий растет.
За последние несколько лет на 29% выросло количество книг тиражом до 1 тыс. экземпляров и на 21% упало число книг тиражом больше 1 тыс.
Лидеры российского рынка книгопечатания — "АСТ" и "Эксмо". Но "Свое издательство" с акулами рынка не конкурирует и даже почти не пересекается. Фирма даже предлагает другим издательствам печать сигнального экземпляра книг.
Рынок полиграфии Петербурга, по данным Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати, насыщен. В городе более 800 типографий, многие из которых печатают в том числе и книги. Более 600 из них относятся к малому бизнесу, это одна из причин распространения более доступной цифровой печати.

Дело за малыми

В Петербурге много небольших издательств: "Лимбус–пресс", "Симпозиум", "Арка" и др. Максим Румянцев, директор типографии "Любавич", считает, что у них есть своя ниша на рынке: "Маленькие издательства и типографии чаще всего издают специализированные книги, а на эту нишу меньше всего влияют изменения рынка. А Интернет, если с его помощью наладить продажи, может превратиться из заклятого врага книгопечатания в лучшего союзника. К тому же авторам до сих пор нужна собственная бумажная книга. Мы недавно напечатали сборник рассказов блогеров: даже они, дети Интернета, захотели выпустить книгу".