Тендер решает все

Рынок лизинга строительной и дорожной техники испытывает все больше влияния от действий чиновников.

Ситуация на рынке лизинга строительной техники складывается неоднозначная: одни компании говорят, что рынок встал, другие ожидают роста числа сделок.
По данным РА "Эксперт", доля строительной техники в общем объеме нового бизнеса сократилась с 5% в 2011 году до 4,5% в 2012 году. При этом объем новых сделок составил примерно 59,4 млрд рублей. Доля дорожно–строительной техники, напротив, возросла — с 2,6 до 3%, а объем новых сделок в целом по России составил 39,6 млрд рублей.
Начало 2013 года ознаменовалось некоторым оживлением на рынке лизинга строительной техники. Например, в компании "Балтийский лизинг" отмечают, что прирост к объему 6 месяцев прошлого года составил 13,7%.
"К концу 2013 года в сегменте спецтехники спрос может подрасти, однако незначительно — в пределах 10% к первому полугодию", — отмечает начальник отдела лизинга оборудования "Балтийского лизинга" Ксения Щекотова.

Пробки на дорогах

Именно на сегмент дорожно–строительной техники, похоже, нацелено основное внимание лизинговых компаний. Тем неприятнее оказалась для них ситуация, сложившаяся на рынке дорожного строительства и ремонта в Петербурге. Кадровые перестановки, которые произошли в городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры в конце 2012 — начале 2013 года, повлекли за собой новый подход к организации тендеров, дополнительные проверки участников и конкурсной документации. "Все жили в ожидании результатов тендеров, закупки техники до этого момента были заморожены", — комментирует Александра Рябцева, ведущий менеджер группы лизинга грузовой и строительной техники компании "Интерлизинг".

Рынок не спит

Строительная техника считается достаточно ликвидным товаром, поэтому несмотря на высокую конкуренцию рынок привлекает и новых игроков. Так, за последние несколько лет на розничный рынок вышли лизинговые компании при госбанках, появились западные компании, достойно организовали работу кэптивные лизинговые компании.
По словам Ксении Щекотовой, постоянный рост спроса на строительную технику и усиление конкуренции заставляют лизинговые компании делать условия по лизингу строительной техники для клиентов все более привлекательными. Так, снизились требования к размеру авансового платежа (до 10–15%), лизинг может быть предложен на более длительный срок — до 5 лет, предлагаются различные скоринговые технологии рассмотрения сделок, позволяющие существенно ускорить принятие решения о финансировании и подписание договоров.
Одной из тенденций можно назвать появление программ операционного лизинга. "Российский рынок дозрел до этого продукта, ставшего столь популярным в Европе", — отмечает Александра Рябцева. Если операционный лизинг легкового автотранспорта развивается в России уже давно, то теперь к нему присматриваются и владельцы строительной техники.

Техника для всех

Наибольшим спросом по–прежнему пользуется универсальная техника: погрузчики и экскаваторы европейских, корейских и японских производителей, используемые на любых строительных объектах и в дорожно–строительных работах. Меньше спрос на крупногабаритную специализированную технику для нулевого цикла (сваебойные, бурильные установки и т. д.).
Компаниям удается заключать довольно крупные сделки. Например, в "Интерлизинге" отмечают передачу в лизинг асфальтобетонного завода Amomatic (164 млн рублей) и машины для микротоннелирования MTS Perforator (111 млн рублей). В "Балтийском лизинге" говорят о сделках на сумму больше 50 млн рублей, таких как финансирование сваебойной машины LIEBHER, асфальтобетонного завода SPECO.