"Выходной Петербург". Нижераспоясавшиеся

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Колумнист dp.ru - о том, почему бизнес поддержал Алексея Навального.

Российские бизнесмены привыкли сторониться политики. Пример Михаила Ходорковского, которому на этой неделе великодушно сократили срок заключения на 2 месяца, в свое время наглядно показал, чем заканчивается противостояние с Владимиром Путиным. До сих пор у предпринимателей срабатывал инстинкт самосохранения — ктож захочет, чтобы к нему "прислали доктора". И наоборот, членство в "Единой России" и поддержка Народного фронта как бы гарантировали иммунитет. Но, похоже, эта история делает эффектный разворот.
Первый громкий звоночек прозвенел для власти больше года назад, когда Владимир Ашурков, один из топ–менеджеров "Альфа–Групп", предпочел карьере в одной из крупнейших корпораций России работу в проектах оппозиционера Алексея Навального. На этой неделе, в среду, прозвучал уже не звоночек, а сирена: 38 предпринимателей, среди которых основатели, владельцы и топ–менеджеры интернет–компаний HeadHunter, Wikimart, Eduson.tv, Sports.ru, Kanobu, "КиноПоиск", "Манн, Иванов и Фербер" и другие, заключили с Навальным как с кандидатом на пост мэра Москвы социальный контракт. То есть открыто выступили на стороне оппозиционного политика.
"Вместо голосования сердцем мы заключаем с политиком социальный контракт. Наша поддержка не акт благотворительности. Мы ожидаем от Навального защиты верховенства закона, поддержки независимых судов, реальной подотчетности чиновников обществу. Со своей стороны мы будем поддерживать политика Навального репутацией, финансовыми, организационными и другими ресурсами", — заявили бизнесмены.
Конечно, подобные контракты бизнесмены заключали с властьюи раньше. Тот же Ходорковский во времена семибанкирщины договаривался с коллегами–олигархами о поддержке на президентских выборах Бориса Ельцина, выступавшего гарантом того, что не будет передела собственности, обещанного коммунистами. Только раньше контракты составлялись за закрытыми дверями и сопровождались выносом коробок из–под ксерокса. А теперь вот, пожалуйста, список подписантов вывешен в Интернете.
Многие справедливо заметят, что среди тех, кто поддержал Навального, нет людей, занимающих первые строчки в рейтингах российских миллиардеров, ожидаемо нет нефтяников и металлургов, чей бизнес находится в прямой зависимости от взаимоотношений с властью, и даже основателей таких столпов Рунета, как "Яндекс" или "ВКонтакте". Хотя это уже и не безымянные блогеры, а бизнесмены. Причем из стремительно растущей отрасли. Как пишут авторы манифеста, "наш бизнес основан на компетенциях и добавленной интеллектуальной стоимости, а не марже от продажи нефти".
Другие скажут, что у них фигура Навального сама по себе уже вызывает аллергию и если бы не он, то "тогда и мы бы поддержали". Но смелый поступок останется смелым.
Выборы мэра пройдут, а коррупция–то никуда не денется.