Стратегия на каждый день

В Петербурге приступают к написанию Стратегического плана развития. Планов и концепций за последние годы написано было немало, и в общем все сводились к фиксации самоочевидных положений. Но сейчас заметно снижение пафоса при определении целей – горожанам в первую очередь нужны хорошие дороги и детские сады, считают чиновники.

Смольный запустил сайт, посвященный разработке стратегического плана развития Петербурга до 2030 года. Накануне прошла презентация, где председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов анонсировал завершение работы вчерне в сентябре. К концу года проект после дополнительных обсуждений с экспертами должно принять городское правительство.
На портале spbstrategy2030.ru можно ознакомиться с некоторыми вводными словами. К разработке программы привлекают ученых РАН, профсоюзы, общественные организации и "Леонтьевский центр". Интересно, что власти рассматривают развитие Петербурга не только с точки зрения улучшения жизни горожан, но и с позиций государственного коллективизма: "Каждому региону сегодня стоит задуматься о том, что он может дать стране для укрепления ее экономического положения, — пишет Анатолий Котов. — В этом смысле на Петербурге... лежит, пожалуй, чуть больше ответственности".
Стратегическим планированием развития Петербурга городские власти занимаются практически перманентно, вне зависимости от того, кто находится в кресле губернатора города. Первый план был принят в 1997 году, разрабатывал его тот же "Леонтьевский центр". Заявленная цель звучит до сих пор свежо: "Стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения, формирование Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства". Прямо бери и вставляй в новый план.
Жители города могут поучаствовать в обсуждении стратегии, предложив свои идеи. Точно такой же механизм действовал и при обсуждении концепции-2020, одним из результатов стало категорическое пожелание горожан остановить всякое строительство в историческом центре.
В период губернаторства Валентины Матвиенко разработке стратегических планов уделялось много внимания. Комитет по экономполитике под руководством Владимира Бланка предлагал переходить на стандарты исполнения услуг и даже разрабатывал какие-то гигантские таблицы с перечислением, за сколько минут должна приезжать скорая помощь и так далее. Параллельно принимались все новые концепции социально-экономического развития. Все эти наработки, как признают сейчас эксперты, оказались "труднореализуемы в реальности".
"Точки роста" сейчас обозначены так: экономика знаний, жилищное строительство, промышленность (желательно на инновационной основе), транспорт и сфера услуг. Эти соображения лежали в основе всех концепций начиная с 1997 года. Уже тогда основными преимуществами Петербурга называли геополитическое расположение, уникальный архитектурный облик, конкурентный потенциал ряда отраслей экономики, привлекательность в качестве центра образования и науки.
Эти "точки роста" кочевали из одной концепции в другую. Собственно, что-то другое в отношении Петербурга выдумать, наверное, сложно — есть тут потенциальный транспортный узел, есть вузы, есть Эрмитаж и заводы, и как-то вот надо от этого отталкиваться в любом случае. Споры велись о приоритетности туризма или промышленности — в 2011 году проект очередной концепции, подготовленный тогдашним главой КЭРППиТ Евгением Елиным, был сильно раскритикован вице-губернатором Аллой Маниловой за невнимание к культуре.
Действующий вариант концепции развития до 2020 года был представлен в прошлом году. Он довольно амбициозен: планируется, что Петербург станет наиболее влиятельным среди городов Северной Европы, лидером в России по экспорту продукции промышленности и научно-технических услуг, логистическим центром и будет привлекать креативную молодежь.
В планах новой стратегии основным направлением считается развитие "экономики знаний", говорится на сайте проекта. Сокращение пафоса налицо, приоритетами работы властей провозглашаются повседневные заботы — строительство жилья, развитие общественного транспорта, борьба с пробками, создание парковок и обеспечение людей детскими садами, а также ремонт систем теплоснабжения. По большому счету, это то, чем власти должны заниматься в ежедневном режиме. Туризм в качестве "точки роста" не назван (если, конечно, он не спрятан за строчкой "сфера услуг"), а инновационность промышленности лишь "желательна".
"Раньше среднесрочные программы рассматривались как средство реализации стратегии. Сейчас же задача состоит в том, чтобы уже саму стратегию сделать достаточно практико-ориентированной", — поясняет директор ресурсного центра по стратегическому планированию при "Леонтьевском центре" Борис Жихаревич. То есть, очевидно, не вынашивающийся сейчас в Смольном план реконструкции исторического центра будет преследовать какие-то стратегические цели, а наоборот, цели придется подогнать к задачам реконструкции. А для улучшения качества жизни, считает новое руководство, нужно чинить трубы и строить детсады, а не заниматься масштабными проектами. Хотя наверняка в стратегический план попадет из концепции принцип полицентризма в развитии города, сейчас чиновники на эту тему активно думают.
В стратегическом плане 1997 года фиксировались те же проблемы, что и в 2013-м. Большое количество ветхого и аварийного жилья, промышленная застройка в центре, "неадекватность дорожно-транспортной сети", высокий износ коммуникаций, нехватка подвижного состава общественного транспорта и многое другое. Не меняются не только цели и задачи, но и проблемы — и сегодня городская администрация ремонтирует изношенный на 60% центр, строит магистрали и расселяет 40 тыс. коммуналок, несмотря на то, что с тех пор кое-что сделано, появились КАД и "Морской фасад", например. Было сказано 16 лет назад, что городу было бы полезно развитие аэропорта, и вот сейчас в Пулково заканчивается возведение нового терминала. Но эпизодичность реализации положений плана указывает, скорее, лишь на случайные совпадения с ним новых проектов.