"Выходной Петербург". Август и пряники

Колумнист Дмитрий Прокофьев - о том, чего ждать и чего не ждать экономике.

Ожидатели августа" — так называлось эссе, несколько лет назад опубликованное "Русским журналом". В нем рассказывалось о пророчестве, сделанном в 1912 году. Пророчество заключалось в обещании явления Богородицы в Петербурге, каковое должно было состояться в августе.
Возможно, что Богородица нас и посещала, а все августовские потрясения, включая дефолт 15–летней давности, связаны именно с ее визитами на Русь. А кто вам сказал, что Матерь Божья должна приехать на грузовике с пряниками? Предупреждал же Господь пророка Исайю: "Мои мысли —не ваши мысли". Божественный замысел может проявиться в чем угодно, в том числе и в экономических кризисах. Как замечал святой Франциск Ассизский, "лишь крестом наших мук и скорбей мы можем похваляться, о том и апостол говорит…"
Так следует ли ожидать неприятностей в августе? Мировая экономика, на которую российские власти повадились списывать все проблемы, не дает серьезных поводов для беспокойства. Мировой экономический рост хотя и замедлился, но дает устойчивые 3% прибавки, нефтяные фьючерсы остаются привлекательным финансовым инструментом, а значит, нефть не будет стоить дешевле $100. Центробанк в своем Обзоре финансовой стабильности в России констатирует, что банки устанавливают повышенные ставки по вкладам населения благодаря высокому уровню доходности по потребительским кредитам, и такая "близорукая" политика делает сектор "в целом менее чувствительным к изменению процентных ставок Банком России". Другими словами, ЦБ РФ намекает, что предприниматели не горят желанием инвестиций и банкиры предпочитают раздавать деньги гражданам (за последние 2 года объем кредитов населению удвоился, составив на июль 2013 года 8,8 трлн рублей), а продавцы спокойно повышают цены.
Главным экономическим событием июля следует назвать заметное ускорение инфляции. Или обещание новой руководительницы ЦБ РФ, данное главе государства, к концу года замедлить инфляцию до запланированных показателей. Эльвире Набиуллиной не позавидуешь: российская инфляция имеет свои соображения по поводу перспектив роста. Только за первую половину июля цены прибавили 0,6%, а за первое полугодие российские цены выросли уже на 3,5%. Для сравнения: в странах Евросоюза с начала года инфляция в среднем составила 0,7%. В США потребительские цены выросли на 1,7%.
Российскому ЦБ в этой ситуации действовать непросто — от него постоянно требуют смягчить денежную политику, чтобы оживить экономический рост, но смягчение денежной политики автоматически означает рост инфляции, которая и так раздражает граждан. В особенности это касается тарифов ЖКХ. Круг замкнулся: инфляция остается высокой потому, что тарифы повышаются регулярно и на большой процент, а тарифы повышаются регулярно и на большой процент потому, что инфляция высока. В любом случае участники российского рынка уже не верят никаким заявлениям о снижении инфляции, и покупатели готовы с этим смириться. Так что в августе цены (в среднем) вырастут минимум на треть процента. Тем более что июль оказался плохим месяцем для российской валюты, рублю уже не помогают высокие цены на нефть. Капитал уходит с развивающихся рынков, а их валюты, соответственно, дешевеют. И я очень удивлюсь, если доллар в августе окажется дешевле 32 рублей.
А ждать ли дефолта? Если государство от дефолта пока далеко, то граждане лично приблизились к нему вплотную. По данным ЦБ РФ, в портфелях российских банков скопилось 426,6 млрд рублей проблемных розничных кредитов, просрочка по которым превышает 90 дней. За первые 5 месяцев 2013 года их объем вырос на 92 млрд рублей против 50 млрд прироста за весь 2012 год.
Розничные заемщики составляют 45% экономически активного населения. И в последние 2 года главным мотором потребления было именно потребительское кредитование (доходы расти перестали). И за прошлый год уже каждый пятый заемщик набрал кредитов более чем на полмиллиона рублей (по данным исследования Национального бюро кредитных историй и Связного Банка). Это вдвое больше среднедушевого годового дохода россиян, составившего, по данным Росстата, в 2012 году около 245 тыс. рублей.
Снижение платежеспособности граждан — тревожный сигнал, который посылает экономика. Трудно сказать, чем руководствуются те, кто берет неподъемные для себя кредиты, и те, кто эти кредиты им выдает. Не иначе как упованием на помощь Богородицы.