"Деловой Петербург". Автокредит с дисконтом

Автор фото: Свистунова Валентина

Государство готово профинансировать 5,5% годовых из ставки по автокредиту. Субсидиями воспользуются до 50% заемщиков, считают банкиры. В прошлый раз подобную программу правительство запускало после кризиса - в 2009 году.

На прошлой неделе Минпромторг объявил о запуске программы госсубсидирования ставок по автокредитам, которая продлится до 1 апреля 2014 года. По оценке ведомства, расходы на нее составят около 13 млрд рублей.
Субсидируется 2/3 ставки рефинансирования, действующей на момент выдачи кредита. При нынешнем уровне ставки рефинансирования (8,25% годовых) дисконт составит 5,5%. По условиям программы заемщик должен иметь на руках взнос в размере не менее 15% стоимости машины и срок займа должен составить до 3 лет. Субсидируются ставки по кредитам на покупку машин стоимостью до 750 тыс. рублей, как отечественной, так и зарубежной сборки. Машина на должна быть на регистрационном учете, но может быть произведена за год до ее покупки в кредит.

Разгон кредитования

Похожую программу правительство запускало в 2009 году, когда рынок еще не успел восстановиться после кризиса 2008 года, и завершило ее в 2012 году. В текущем году спрос на машины постоянно падает. Так, по данным "Auto–Dealer–СПб", продажи новых автомобилей в Петербурге в первом полугодии к тому же периоду 2012 года упали на 5%. Кроме того, по оценке Минпромторга, за это же время упала и доля продаж машин в кредит — до 27,5%, запуск программы поможет вернуть этот показатель на прошлогодний уровень — 43%. Впрочем, оценка Национального бюро кредитных историй более оптимистична (см. схему).
Петербургские банкиры также признают, что было снижение продаж в кредит. В целом в городе около 35% машин оформляется в кредит, оценивают в банке "ВТБ 24". Львиная доля выданных кредитов — 85–90% — приходится на финансирование покупки нового авто. В целом объем рынка автокредитования в Петербурге оценивается в 15–17 млрд рублей.
По мнению Аркадия Бочарникова, директора управления по работе с партнерами Северо–Западного банка Сбербанка РФ, запуск госпрограммы простимулирует рост продаж кредитных машин. По его словам, во время действия такой программы в 2011 году в его банке доля автокредитов с субсидированной ставкой составила 32%. Сбербанк проанонсировал начало выдачи кредитов с льготной ставкой в пятницу.
"Наш банк присоединился к государственной программе субсидирования, первые сделки уже находятся в процессе оформления, — говорит Даниил Макаршин, директор центра автокредитования "ВТБ 24" в Петербурге. — Отличие от предыдущей программы также в том, что машина может быть произведена как в России, так и за рубежом. Соответственно, если выдачи кредитов в рамках предыдущей госпрограммы по субсидированию процентных ставок составляли примерно 30% общего объема выдачи автокредитов, то в рамках новой программы, по нашим прогнозам, этот показатель достигнет 50%".
Возможный минус данной программы — это максимальный срок кредита (всего 36 месяцев), а также то, что заемщики с небольшими доходами не смогут пройти по платежеспособности, подчеркивает Андрей Рублев, управляющий филиалом Абсолют Банка в Петербурге. Как он полагает, банки, которые не подключатся к программе субсидирования, окажутся в невыгодном положении, а банки, которые кроме госсубсидий смогут предлагать еще и скидки от автопроизводителей, получат максимальное число заемщиков.

Стимуляция спроса

От запуска программы льготного кредитования выиграют и автодилеры.
"У нас под данную программу попадает 70% автомобилей, при определенном продвижении этого продукта количество сделок по программе госсубсидирования ставок может составить до 40 – 50% количества общих сделок, — говорит Максим Туровец, руководитель отдела продаж компании "Атлант–М Лахта". — Однако мы ожидаем роста общего количества кредитных сделок не более чем на 15 – 20% в целом".
В предыдущий раз был всплеск покупательской активности, новая программа более универсальна, соответственно, можно будет ожидать большего эффекта, подтверждает эксперт слова банкиров.