Вся надежда на кредиты и кроссоверы

За первое полугодие 2013 года авторынок снизил продажи на 6%.

По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по июнь 2013 года в России продано 1,3 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 6% меньше результата аналогичного периода 2012 года. За июнь продажи снизились на 11%.
В июне наибольшее снижение продаж испытали марки TagAZ (–95%), Haima (–925%), ZAZ (–78%), Bogdan (–77%), Vortex (–68%), Daewoo (–61%), "Иж" (–59%). Среди тех игроков, которые смогли увеличить реализацию: Geely (133%), FIAT (97%), Lifan (51%), Great Wall (50%), SEAT (45%).
За полгода лидером роста стала компания SEAT (128%). Однако в абсолютных цифрах продажи этой испанской марки невелики — за 6 месяцев по стране продано менее 2000 автомобилей.

Разочарование и надежда

По признанию Йорга Шрайбера, председателя комитета автопроизводителей АЕБ, стало очевидным, что российский авторынок находится не в лучшей форме. "Второй квартал завершился с результатом на 10% ниже прошлогоднего, и уже ясно, что это не то, на что надеялись участники рынка после сбалансированного первого квартала, — заявил Йорг Шрайбер. — Сейчас вопрос заключается в том, сможет ли улучшиться ситуация на рынке во второй половине года. Я лично верю в то, что такое возможно, и шансы на это возросли после объявления планов правительства о субсидировании ставки розничного кредитования при покупке автомобиля. Мы надеемся, что эти планы быстро воплотятся в жизнь, и положительный эффект от их внедрения скажется в ближайшие месяцы". Льготная программа кредитования стартовала в России в июле. До 1 сентября будет определен полный перечень банков–участников. Срок действия программы также пока точно не определен. Ожидается, что она продлится как минимум до 1 апреля 2014 года. Оформление кредита происходит по стандартной схеме: покупатель обращается либо к автодилеру, либо в авторизованный банк, выбирает автомобиль и программу автокредитования. Банк, при условии одобрения заявки, рассчитывает эффективную ставку по льготному автокредиту, исходя из того, что 2 / 3 ставки рефинансирования субсидирует государство.
Максимальная стоимость автомобиля в рамках текущей программы составляет 750 тыс. рублей (для аналогичной предыдущей программы максимальная стоимость была ниже — 600 тыс. рублей). Минимальный первый взнос — 15%, срок кредитования — до 36 месяцев.

Кроссоверы лидируют

Из "страны седанов" Россия постепенно превращается в "страну кроссоверов". По данным "АвтоБизнесРевю", за первое полугодие 2013 года совокупная доля кроссоверов и внедорожников в продажах пассажирских автомобилей на российском рынке достигла 35,45%. Годом ранее этот показатель равнялся 24,6%.
Наибольший спрос среди всех кроссоверов по–прежнему фиксируется на компактные модели: доля за первые 6 месяцев года составила 24,55%, рост — 14%. Лидирующая пятерка обеспечивает около 40% продаж в сегменте. Первенство с большим отрывом удерживает Renault Duster, продажи которого выросли на 227%. Экс–лидер — Chevrolet Niva — теряет покупателей (–13%) наравне с ее предшественницей — "Ладой 4х4" (–17%). Четвертую строчку заняла Toyota RAV4 (+43%), ставшая самым популярным "паркетником" среди импортируемых собратьев, чему способствовала смена поколений модели. Замыкает пятерку Kia Sportage (+5%).
Среднеразмерные кроссоверы показали рост на 4,5%, тогда как и полноразмерные внедорожники демонстрируют отрицательную динамику: –6% к январю–июню прошлого года. В целом сегмент кроссоверов по итогам первой половины года остается единственным растущим классом на рынке (+9,8%).