Все должно быть "по фэн–шую"

Группа компаний "Вагнер" — один из лидеров петербургского рынка по продажам автомобилей Volkswagen и Skoda — в августе открывает новый дилерский центр Volkswagen и приступает к строительству автоцентра Audi. Александр Иванов, управляющий совладелец группы, рассказал в интервью "ДП" о новых проектах, ценовом демпинге и имидже автомобильных марок.

Говорят, ваш новый дилерский центр Volkswagen на Таллинском шоссе станет самым большим в стране.

— Когда мы его строили, тоже так думали. А потом изучили рынок внимательнее и неожиданно для себя обнаружили, что самый большой дилерский центр находится в Брянске (население города — 400 тыс. человек. — Ред.). Зачем там нужен столь масштабный проект — это для меня загадка.
Наш дилерский центр будет иметь площадь 9 тыс. м2 и станет самым крупным в Петербурге. В двух действующих автоцентрах сервисные зоны перегружены заказами, поэтому с открытием нового салона мы намерены перенаправить часть заказов туда. Проект также учитывает, что Красносельский район в перспективе следующих 10 лет будет активно развиваться.

Какого объема инвестиций потребовала реализация проекта?

— Общие затраты составили 700 млн рублей, из них на приобретение земельного участка площадью 3,3 га ушло 230 млн рублей. Хочу отметить, что реализация подробных проектов стала дороже. Дело в двух вещах.
Во–первых, марка Volkswagen ужесточила корпоративные стандарты, обязуя дилера закупать определенную мебель, кафельную плитку, оборудование и т. д. Если раньше были допуски, то теперь все должно быть строго "по фэн–шую".
Но и это не главное. Значительно выросли расходы на подключение коммуникаций. Этот рынок монополизирован окологосударственными компаниями, которые выполняют свою работу как одолжение и за огромные деньги. Хочешь подключить газ — заплати за техусловия, купи котельную в рекомендованной организации, проложить трубы должна тоже рекомендованная организация. Не согласен на эти условия — газа не будет. Абсолютно безвыходная ситуация.
Аналогично и с водой, и с электричеством. Положение дел с годами только усугубляется. При строительстве автоцентра на ул. Оптиков мы в свое время потратили 60 млн рублей, для нового проекта эту сумма составила уже 120 млн — при схожем объеме работ.

Насколько растущие затраты увеличивают срок окупаемости?

— Первый дилерский центр, открывшийся в 2004 году, мы окупили за 4 года. За какой срок будет окупаться новый проект, в нынешних условиях прогнозировать сложно. Ориентируемся на 6–7 лет.

Вы открываетесь в то время, когда продажи на рынке падают. Причем Volkswagen падает ниже рынка. Так, за первое полугодие продажи этой марки в Петербурге снизились на 9%, тогда как рынок в целом потерял 5%.

— Это естественная коррекция по отношению к высоким результатам прошлого года. Учитывая это, на 2013 год мы для себя немного снизили план. Так, если в 2012 году мы продали по двум маркам 7985 автомобилей, то в этом году наша цель — 7094 автомобиля.

В последние годы рынок нестабилен — продажи то растут, то падают. А предпочтения потребителей как–то меняются со временем?

— Петербург как был сдержанным городом, так им и остался, поэтому у марок Volkswagen и Skoda — нейтральных по имиджу — здесь очень хорошие перспективы. Они не вызывающие, не luxury, а нормальные рабочие автомобили. Я знаю многих людей, которые пересаживаются с "мерседеса" на "фольксваген". За последнее время потребительские качества этих марок сравнялись.

А как же имидж? Разница в статусе с "мерседесом" очевидна.

— Да, в имидже есть отставание, но уже не такое большое. Когда мы только начинали заниматься маркой Volkswagen, это был тихий семейный автомобиль. С выпуском новых моделей, таких как спортивные купе Scirocco, Passat CC, кроссоверы Touareg, Tiguan, позиционирование марки изменилось.

О Skoda можно сказать то же самое?

— Эта марка также стремится обновить свое позиционирование, но она значительно более консервативна. Про Skoda можно сказать, что это добротный автомобиль без харизмы — не более того.
С появлением нового поколения Octavia в автомобиле появилась какая–то изюминка, во всех предыдущих моделях ее не было. Потребители, выбирающие Skoda, — это люди не нуждающиеся в самоутверждении, им нужна надежная машина, которую не воруют и которая не ломается. Но выделиться на таком автомобиле сложно.

С точки зрения бизнеса работать с маркой Skoda выгодно?

— Продажа автомобилей Skoda сама по себе — бизнес с невысокой рентабельностью. Этой маркой хорошо заниматься в тандеме с Volkswagen.

Расскажите о другом вашем проекте — строительстве дилерского центра Audi.

— Мы рады, что наконец–то после 5 лет участия в тендерах на строительство автоцентра этой марки в городе мы выиграли. Наш "Audi Центр Петербург" откроется в I квартале 2015 года на пересечении Выборгского шоссе с КАД. В этот проект мы также инвестируем 700 млн рублей.

Компания привлекает заемные средства?

— Да, иногда мы привлекаем инвестиционные кредиты, но в основном развиваемся на собственные средства.

В свое время группа "Вагнер" занималась продажами SEAT, но в последствии вы отказались от этой марки, сетуя на непрофессиональную работу импортера. Сейчас, когда импортер сменился, вы намерены вернуть SEAT в свой портфель брендов?

— Маловероятно. Дело не столько в импортере, а в том, что за годы в городе так и не появился парк этих машин, а значит, обслуживать на сервисе некого. Несмотря на то что марка сама по себе не скучная, она до сих пор не узнаваема.
В свое время мы продавали эти машины на временной площадке, которую арендовали за небольшие деньги, и даже при этом смогли зафиксировать 20 млн рублей убытка. Если получать дилерство сейчас, то необходимо строить что–то отдельно стоящее. В моем понимании это сейчас не выгодно и вряд ли будет выгодно в ближайшем будущем.

Какую долю рынка в Петербурге вы занимаете?

— По итогам 2012 года наша доля составила 4,2% всего объема продаж иномарок в Петербурге. Она выросла на 0,3% по сравнению с 2011 годом.
По итогам 2012 года наша доля в продажах легковых автомобилей Volkswagen в Петербурге составила 25,2%, коммерческого транспорта — 38,5%, автомобилей Skoda — 29,4%. По последним двум показателям мы заняли первое место.

Считается, что высокий объем продаж прошлого года обязан большим скидкам, которые массово предлагали дилеры. Такой подход к увеличению продаж оправдан, по вашему мнению?

— Скидки делают все, в том числе и мы, но не все подходят к этому одинаково. Есть те, кто демпингует, решая непонятно какие задачи. Мы же всегда стараемся удержать уровень рентабельности.
Очень не хотелось бы скатиться до немецкой модели, когда дилеры жертвуют своей маржой ради объема продаж. Из–за этого в Германии 25% дилеров в период кризиса разорились. В России дилеры по–прежнему зарабатывают на продажах машин. Нам продажи приносят 35–40% дохода, столько же дает сервис с запчастями. Хороший доход стали приносить подержанные машины, мы намерены уделить этому направлению больше внимания. В месяц мы продаем около 100–120 машин с пробегом. Причем основной канал продаж не автосалоны, а объявления на auto.ru.