Как лгать, чтобы тебе поверили

 

Всё пиар, что не реклама. Об этом, а также о том, как СМИ морочат голову несчастным потребителям медиапродуктов, мы догадываемся еще с тех пор, как был опубликован пелевинский Generation Р, но все ж фикшн есть фикшн, а тут нас балуют чистосердечным признанием информационных злодеев из первых уст.
Книгу знаменитого, если верить издательским аннотациям, американского гуру интернет–маркетинга Райана Холидея "Верьте мне — я лгу!" в переводе на русский можно было бы озаглавить "Господа, вы звери, господа!" Перед нами 300 с лишним страниц разоблачений — каталог способов манипуляции общественным мнением с помощью Интернета.
Моя работа — лгать средствам массовой информации, чтобы они могли лгать вам, объявляет с самого начала Холидей и с места в карьер кратенько рассказывает случай из практики. Щиты с рекламой фильма "Мальчишник в Техасе", на продвижение которого он получил жирный подряд, автор собственноручно обклеил вызывающими надписями, сфотографировал и выложил в блогах. Спустя некоторое время социально активные граждане гневно выступили в жанре "я Пастернака не читал, но скажу", протестуя против безнравственного, неполиткорректного, сексистского, ксенофобского etc. фильма. Громче всех, нейтрально замечает Холидей, были слышны голоса ЛГБТ–сообщества и феминисток. Надо ли говорить, что скандал совсем не помешал кассовым сборам — ровно наоборот…
Боец невидимого интернет–фронта Райан Холидей в разные периоды своей карьеры был и разведчиком, и контрразведчиком: он и разрабатывал премудро–коварные медиастратегии продвижения услуг, товаров и людей, и придумывал ходы, чтобы нейтрализовать атаки черных пиарщиков на своих клиентов.
Элементарные разводки, подобные вышеописанной, эффективны просто потому, что вся экономическая модель блогов, кается Холидей, основана на безответственной публикации неверифицируемых, непроверенных (некогда!), дурно пахнущих, наконец, откровенно лживых фактов. Просто потому, что главное — это трафик, а за деньги и поп спляшет. Блогер — сотрудник влиятельной интернет–платформы, претендующий на $60 тыс. в год, по словам Холидея, должен выдавать 1,8 млнпросмотров в месяц, иначе — с вещами на выход.
Впрочем, говорит автор, отвратительность сложившейся медиаситуации не только в том, что многие публикации эмоционально ранят ни в чем не повинныхлюдей и сжирают их время. Бывает, и предприятия разоряются, и людей убивают —буквально. Так, совершенно правдивая и оттого еще более скандальная новость о сожжении Корана американским пастором–недоумком, опубликованная блогером–фрилансером и подхваченная такими же сетевыми идиотами, прорвала медиаблокаду, заговор молчания вменяемых американских СМИ, добровольно наложивших табу на публикации по этой теме, и привела к убийствам нескольких десятков христиан в Афганистане в 2011 году.
Сирия, Магницкий, Ассанж — понятно, что дел полно, но просто удивительно, как наши спецпропагандисты фактически прошляпили в свое время такой умопомрачительный сюжет, может, им Райана Холидея нанять?